×
Экономика Экономика

Эксперт: Вильнюс и Варшава заигрались в политику, и от их услуг отказались

Источник изображения: president.lt

В условиях, когда менее трех месяцев остается до Вильнюсского саммита «Восточного партнерства», вопрос о подписании Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли между Украиной и Евросоюзом официально остается открытым. О факторе России в отношениях стран «Восточного партнерства» с ЕС и об уменьшении влияния польской и литовской дипломатии в отношениях между Брюсселем и Киевом в интервью порталу RuBaltic.Ru рассказал ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Национальной академии наук Украины Сергей ТОЛСТОВ:

- Г-н Толстов, в каком состоянии сейчас находятся переговоры об ассоциации Украины и ЕС на Вильнюсском саммите «Восточного партнерства»?

- Сами переговоры давно закончились, в 2011 г. Соглашение об ассоциации парафировано, и изменять в нем никто ничего не собирается. Другое дело – вероятность того, что это будет подписано в Вильнюсе в ноябре 2013 года.

Если Янукович и Европейский союз не испугаются давления со стороны России, то это Соглашение будет подписано.

Вопрос в том, не испугается ли Европейский союз подвергать угрозе отношения с Россией, подписывая одновременно четыре договора об ассоциации в Вильнюсе: с Молдовой, Грузией, Арменией и Украиной сразу. Это единственная проблема, потому что со стороны украинского руководства желание подписать есть, а европейцы в общем-то циничны и эгоистичны.

Если они решат, что целесообразнее подписать все четыре Соглашения сразу, чтобы Россия не могла применять запугивающие меры в отношении Армении или Молдовы (на Грузию влиять у России не получается), то они это сделают.

Если они решат, что лучше продемонстрировать мягкость своих внешнеполитических амбиций и не расширять своего влияния сразу на четыре страны «Восточного партнерства», то они могут подписать с Грузией и Молдовой Соглашение, а с Украиной отложить, чтобы не отрывать от России разом значительную сферу влияния.

В таком случае, конечно, придется как-то объяснять это Киеву.

Они могут поступить и резко наоборот: подписать с Украиной документы прямо сейчас, продемонстрировав Армении и Молдове, что давление России на Евросоюз не действует, и им бояться нечего.

В общем-то европейцы настолько самодостаточны и самодовольны, что легко могут принять все описанные сценарии.

- А в самой Украине существует опасение ухудшения отношений с Россией из-за подписания Соглашения об ассоциации с ЕС?

- Понимаете, психологически и украинское общество, и политики думают, что какой-то радикальной ломки общих связей удастся избежать.

Конечно, российская сторона, предприняв меры по перевешиванию товаров в фурах и блокированию железнодорожных грузов, может сделать в итоге так, что весь экспорт в Россию в финансовом отношении станет убыточным. Потому что если неделю, две недели, месяц грузы будут простаивать на границе, и за это будут взиматься дополнительные платежи, то это закончится скандалом: украинская сторона перестанет говорить о проблеме как о таможенных технических накладках, начнет ставить вопрос на международном уровне.

С другой стороны, у украинского общества и бизнеса на ментальном уровне сохраняется представление, что долго это все продолжаться не может.

Однако если российская сторона предпримет такие действия только в отношении Украины, исключая другие страны «Восточного партнерства», то эти меры окончательно станут восприниматься как дискриминационные.

Пока та российская демонстрация, которая была произведена российской стороной в середине августа, воспринимается как единичный случай, а не как демонстрация новой реальности.

Если это станет постоянной практикой, то украинская сторона может апеллировать к Будапештскому меморандуму 1994 года, к ВТО, возможно, к международным судам. Тогда же может начаться встречное блокирование по всем возможным направлениям, с использованием всех возможных рычагов влияния на российское руководство, включая действия в отношении Черноморского флота в Севастополе.

- Какие группы влияния со стороны ЕС заинтересованы в подписании договора об ассоциации Украины с Евросоюзом?

- Прежде всего, в этом заинтересован европейский бизнес, работающий в Украине. Потому что западные компании, рассчитывающие на увеличение своего экспорта в Украину, в данный момент находятся под достаточно сильным административным влиянием украинского руководства и близких к нему олигархических групп.

Поэтому усиление зависимости Украины перед Западом, перед Европейским союзом для них выгодно – они рассчитывают на то, что смогут улучшить свое положение и расширить возможности для своего экспорта, в первую очередь в плане увеличения доходности.

Это не означает, что какой-то новый бизнес, какие-то новые товары начнут поставляться сюда. В принципе те товары, которые сюда поставлялись и доминировали на рынке Украины, те и будут доминировать после создания зоны свободной торговли.

- Еще весной этого года в переговорах между Украиной и ЕС было заметно влияние Польши и Литвы, что в частности связывалось с председательством Литвы в Евросоюзе. Сейчас переговоры об ассоциации идут непосредственно между Киевом и Брюсселем. Почему в этом процессе уменьшился фактор Восточной Европы?

- Когда речь идет о конкретных вопросах взаимодействия Украины с Европейским союзом, то прямой диалог с Брюсселем здесь более актуален и целесообразен, потому что Польша и Литва – это больше политический аспект. Понятно, что главной в этих вопросах является Европейская комиссия.

По всем ключевым вопросам решения принимаются не в Вильнюсе или Варшаве, а в Брюсселе.

Тем более что польская сторона в последнее время стала слишком заигрываться с политическими аспектами, и Литва все больше смещалась в последнее время в сторону политики.

Поэтому диалог с Варшавой и Вильнюсом, в конечном счете, был признан не вполне эффективным.

А когда диалог перешел преимущественно к разговорам о бизнес-климате и гарантиям инвестирования в Украину, то эти вопросы присутствия на Украине европейского бизнеса или технических регламентов Европейского союза тем более должны обсуждаться и решаться в Брюсселе.

А Варшава и Вильнюс были полезны на этапе дискуссий о Тимошенко, но, судя по поведению восточно-европейских посольств, они в какой-то момент почувствовали себя на коне и стали заигрываться в сугубо политические заявления.

Поэтому на определенном этапе от их услуг решили отказаться. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров