×
История История

Что делать, если в дверь стучат ряженые?

Источник изображения: http://vi.ill.in.ua

Если неожиданный звонок в дверь нарушил покой вашей праздничной зимней недели, а гостей вы не ждете, то, скорее всего, от поедания оливье вас отвлекли колядующие. Едва вы откроете им дверь, они начнут наперебой читать стишок или же включат песенку с телефона, а за представление непременно потребуют денег. Но знают ли современные колядующие о том, насколько древнюю традицию они поддерживают?

Нагловатое молодое поколение, жаждущее за сомнительное развлечение оплаты, вряд ли догадывается, что проводит один из языческих ритуалов. Как и в случае с елкой, рождественские и новогодние песни — колядки и щедровки — берут свое начало в глубине веков. В те времена еще и Рождества-то в помине не было, зато почитался день зимнего солнцестояния. Это был самый страшный и самый важный день зимы, а следующая за ним ночь пугала своей длительностью.

Наши предки верили, что в эту ночь приоткрываются врата в иные миры, в частности мир потустороннего, где обитают как добрые души, всегда готовые помочь своим «наследникам», так и зловредные духи, мечтающие «насолить» людям.

Именно поэтому в зимние вечера принято было гадать, ведь бабушки и дедушки были совсем рядом, чтобы нашептать грядущую судьбу. Задабривали духов ритуальным кушаньем под названием «кутья», которое до сих пор является атрибутом поминок. А на Украине, где общие праславянские поверья и традиции сохранились лучше, и сегодня без кутьи не обходится рождественский стол.

Фото: vijesti.meФото: vijesti.me

Не удивляйтесь, именно рождественский стол, потому что все ритуалы, сопровождавшие зимний солнцеворот и начало нового солнечного цикла, были бережно перенесены народом на почву монотеистической религии. В христианстве прижились даже гадания, весьма не одобряемые церковью, но в народном сознании крепко ассоциирующиеся с сочельником, ночью перед Рождеством.

С колядками вышла та же история. Изначально этот важный обряд исполняли не дети, а молодые и сильные члены общины. Они не просто наряжались кто во что горазд, а воплощали строго определенный набор персонажей, среди которых были «перевертыши» (женщина, переодетая мужчиной, и наоборот), «звери» (достаточно было вывернуть кожух мехом наружу, как будто это шкура зверя), «смерть» и прочие.

Эти костюмы отсылают нас к самым первобытным формам религии, таким как тотемизм и анимизм, которые появились не только задолго до пришествия на славянские земли христианства, но и до формирования языческого пантеона богов.

Толпа ряженых изображала злых духов, которых все так опасались в эту ночь. А поскольку синкретичное сознание человека, жившего по законам родоплеменной общины, не отделяло сам предмет от его изображения, то ряженая молодежь таким образом исключала появление настоящих духов — потому что ведь вот же, уже приходили, другим тут и делать нечего.

Фото: images.myshared.ruФото: images.myshared.ru

Разумеется, духов, пусть и ненастоящих, нужно было задобрить жертвой. В качестве таковой вполне подходили продукты со святочного стола, а лучше всего был каравай хлеба — круглого и румяного, каким полагалось стать назавтра солнцу. Представления тогдашних людей не основывались на аксиоме о цикличности мира и потому совершенно не исключали, что в этот раз ночь может оказаться вечной, солнце так и не найдет в себе сил подняться на новый круг, а зима воцарится над миром навсегда. Поэтому определенные кушанья на столе и подношения колядникам как бы поддерживали солнце в его нелегкой борьбе за новую жизнь, а каждое его символическое изображение давало сил солнцу настоящему, ведь мы помним, что само солнце и его «портрет» были неразделимы для древних людей, как и злые духи и «актеры», их играющие.

Фото: ds02.infourok.ruФото: ds02.infourok.ru

Хорошим, щедрым хозяевам сытые «духи» желали благоденствия и процветания — зачастую в стихотворной и песенной форме, которая испокон веков считалась одной из самых эффективных форм магического вербального воздействия. Такие песни назывались «щедровки», они изобиловали щедрыми пожеланиями, а вечер перед солнцеворотом носил имя Щедрого вечера. Ведь нужно было щедро почтить души предков и всех прочих представителей потустороннего мира, а также угостить заглянувших на огонек гостей. Примером щедровки, которую и по сей день поют на Украине, можно назвать песню про кукушку:

Ой сивая та і зозуленька

Щедрий вечір, добрий вечір,

Добрим людям на здоров’я! 

Ой, сивая тая зозуленька. Oh, gray cuckoo. /OlgaHovde

Характерными особенностями «щедровок» являются повтор припева после каждой строки и обилие добрых пожеланий. Что важно, теперь такие песни считаются атрибутами именно Нового года (хотя исполняют их чаще всего в канун старого Нового года, видимо по старой генетической памяти), а колядки — рождественского сочельника и всей святочной недели.

Так произошло потому, что вместо одного языческого зимнего праздника образовалось два — христианский и светский, празднуемые практически в одни и те же дни.

Щедровки, как не имеющие явного отношения к религии, «достались» новогоднему празднеству, а колядки, прославляющие младенца Христа, стали исполняться на Рождество. Слово «колядки» пришло в славянские языки из латинского: Kalendae — так римляне называли первый день нового месяца. Именно они придумали провожать старый и встречать новый месяц гимнами. Сначала песни пелись в честь нового солнечного цикла, а позднее — возвещали рождение младенца-Спасителя. 

Фото: vi.ill.in.uaФото: vi.ill.in.ua

Наибольшее распространение колядки имели на территории нынешней Украины, хотя аналогичные песнопения были и у других народов, в том числе и европейских. Например, в Греции подобный обычай называется Каланда и тоже предполагает хождение по домам с песнопениями и последующим одариванием поющих во все дни зимних праздников вплоть до Крещения. Но в нашем регионе больше всего известны украинские колядки, которые отличаются значительным разнообразием. Вот одна из них, весьма популярная и тоже упоминающая, на манер греческих песен, все зимние религиозные праздники:

Добрий вечір тобі, пане господарю, радуйся!

Ой радуйся, земле, Син Божий народився! 

Застеляйте столи, та все килимами, радуйся!

Ой радуйся, земле, Син Божий народився! 

Та кладіть калачі з ярої пшениці, радуйся!

Ой радуйся, земле, Син Божий народився! 

«Нова радість стала» — колядує студія «Водограй» /Святослав Край

Конечно, сейчас ритуал значительно упростился, его сакральность практически потеряна. Даже стандартный комплект ряженых соблюдают теперь только в исключительных случаях, в большинстве же — обходятся одним-двумя персонажами в национальных костюмах и Вифлеемской звездой с бубенцами на палке. В больших городах — и того меньше.

И хотя к религиозным обычаям можно относиться по-разному, мы советуем не злиться на юных сладкоежек, неожиданно появляющихся на вашем пороге, зная, что и кого именно они знаменуют. Однако денег им с полным правом можно не давать, сославшись на древнюю традицию, ведь в качестве «жертвы» лучше подойдет солнцеподобная ватрушка.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!