×
История История

Русским Латвии предложат прибалтийские «европейские ценности»

Источник изображения: eyeswideopenlife.com

В Латвии прошло очередное заседание Комиссии по сплочению общества, на котором утверждалось, что латышей и русских должны сплотить европейские ценности. По ходу заседания выяснилось, что большинство его участников под европейскими ценностями понимают геополитический выбор населения в пользу Запада и против России.

Европейские ценности – вещь настолько хорошая, что в Латвии, как и во многих других европейских странах, к ним апеллируют практически все общественно-политические силы. Тогда, правда, выясняется, что эти европейские ценности у каждого свои.

Например, если спросить население Латвии, которое, безусловно, является европейским, то обнаружится, что его европейские ценности – это ценности социал-демократические. Согласно последнему опросу Центра исследований общественного мнения «SKDS», сторонниками социал-демократии оказались 51% опрошенных. То есть им близки идеи социальной защиты, солидарности и welfare state – государства всеобщего благосостояния. Однако правые либералы и европейские консерваторы могут возразить, что это не настоящие европейские ценности: Европа стала Европой на прямо противоположных вещах - индивидуализме и частной собственности.

В случае Латвии выход из этого противоречия есть, и очень простой. Важнейшим признаком принадлежности к Европе для латвийской политической элиты является членство их страны в Евросоюзе. А что такое европейские ценности, в уставных документах ЕС зафиксировано довольно чётко.

«Статья 2. Ценности Союза.

Ценностями, на которых основан Союз, являются уважение человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, верховенства закона и уважения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам. Эти ценности являются общими для совокупности государств-членов, которая характеризуется плюрализмом, недискриминацией, терпимостью, справедливостью, солидарностью и равенством между женщинами и мужчинами», - говорится в Маастрихтском договоре – документе, юридически оформившем создание Европейского союза.

Кроме того, есть ещё Хартия Евросоюза по правам человека, в преамбуле которой перечисляются следующие ценности-принципы: принцип уважения человеческого достоинства, принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина, принцип равенства, принцип солидарности, принцип демократии и принцип правового государства.

Большинству перечисленных в документах ЕС ценностей современная Латвия вовсе не соответствует.

Это касается не только самого очевидного – положения национальных меньшинств, несоблюдение прав которых давно стало визитной карточкой балтийских государств. Латвии есть чем «похвастать» и помимо курса на ликвидацию русских школ, 300 тысяч неграждан и последовательного выдавливания из публичной сферы русского языка, на котором в быту говорит каждый третий.

Например, наличие плюрализма – это тоже актуальный вопрос для страны, в которой недавно ввели уголовное преследование за «отрицание преступлений советского и нацистского тоталитарных режимов».

Вызывает вопросы также упомянутая в Маастрихтском договоре солидарность: можно ли сказать, что Латвия характеризуется солидарностью, если по «коэффициенту джини» эта страна занимает первое место в Европе по степени имущественного расслоения населения, притом что по статистике «Eurostat» она же является антилидером ЕС по количеству населения, живущего за чертой бедности?

Солидарность – это забота обо всём обществе, без разделения его на классы, национальности и иные социальные группы. О Латвии же такие западные экономисты, как Пол Кругман и Эмброуз Эванс-Причард, писали, что её социально-экономическая политика в период правительства Домбровскиса проводилась в интересах элит и высшего среднего класса, для которых, собственно, тогда и наступила «история успеха». Ещё более ощутимо отсутствие в Латвии солидарности по этническому признаку: 80% государственных служащих составляют этнические латыши, причём по мере продвижения вверх по бюрократической лестнице их процент в госаппарате становится всё выше. Самая популярная партия страны упорно не пропускается в правительство, ради чего другие партии даже отказывают избирателям в выполнении своих предвыборных обещаний. Не потому ли, что за эту партию голосует русскоязычное население и среди её членов активно представлены русские?

Многие реалии Латвийской республики не просто не соответствуют европейским ценностям, а противоположны им. До прибалтов школы национальных меньшинств в Европе в последний раз запрещал Слободан Милошевич. Кончил он жизнь в Гааге, где ему припомнили всё вплоть до закрытия школ нацменьшинств.

Латышские националисты окончания своей жизни в Гаагском трибунале по аналогии с Милошевичем явно не видят. Про лидера «Единства» экс-премьера Домбровскиса спорят, какой пост он займёт в Еврокомиссии, евродепутат от «Единства» Сандра Калниете стала вице-президентом Европейской народной партии. Ликвидацию школ нацменьшинств они горячо поддерживают. В чём же тогда их отличие от Слободана Милошевича? В геополитическом векторе. Милошевич был против ЕС и НАТО, а эти – за.

Именно к этой идее в итоге и свелось заседание Комиссии по сплочению латвийского общества: европейские ценности – это ценности геополитического выбора, ценности ориентации на Европу. Если геополитический выбор сделан правильно, то той же Латвии можно простить всё остальное.

«Думаю, здесь может быть только "да". На самом деле, у Европы нет альтернативы. Поэтому у меня нет ни малейших сомнений, что именно принадлежность к европейской культурно-исторической традиции и ориентация на европейскую общность в будущем могут и должны послужить как фактор этнической сплочённости», - заявил, например, католический архиепископ Збигнев Станкевич.

То есть именно принадлежность к Единой Европе должна сплотить латвийских русских и латышей. По этому принципу можно провести и сегрегацию латвийских русских на «европейских русских» и «путинских ватников» (что уже предлагал публицист Игорь Ватолин). Очередная вариация на тему разделения русскоязычной общины на «правильных русских» (они же «хорошие» или ассимилированные русские) и «совков».

В итоге, как ни крути, доминирующими ценностями современной Латвии остаются русофобия, советофобия и россиефобия. Их смело можно назвать латвийскими ценностями. Или даже шире – прибалтийскими ценностями. А вот называть эти ценности европейскими, с учетом того, как эти ценности формально и неформально определяются в самой Европе – это выдавать желаемое за действительное. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!