21 июля 1957 года в Риге был открыт один из основных городских мостов – Каменный мост (до 1992 года – Октябрьский). В этом году ему исполнилось 68 лет.
Широкой общественности уже давно известна привычка прибалтийских элит и медийных персон жаловаться на «бремя» «советской оккупации». Мол, годы нахождения в составе СССР стали для каждой из стран чуть ли не национальной катастрофой, потерянными годами. Ничего прибалтам якобы не давали, а только брали и выкачивали. Годовщина открытия моста – отличный повод вспомнить, что рассуждения в таком духе есть дешевая манипуляция и ложь. Ведь Каменный мост в Риге - один из крупнейших советских логистических проектов в республике. Своего рода символ созидательного начала в Латвии времен СССР.
Собственно, чуть ли не все мосты через Даугаву являются плодами буквально всесоюзных разработок.
До 1957 года на месте Октябрьского моста находился Понтонный мост, который до этого несколько раз перекладывался. Строительство объекта велось с 1955 по 1957 годы. Для работы над проектом специалисты отбирались отнюдь не по месту рождения, а по талантам и навыкам. Вот и за строительство рижского Октябрьского моста взялись московские инженеры.
Проектирование и строительство возглавляли опытнейшие специалисты, инженер Попов и архитектор Яковлев. Еще до войны эти мастера спроектировали и довели до ввода в эксплуатацию Октябрьский мост в Новосибирске. Проект рижского моста был разработан в московском институте «Проектстальконструкция». В итоге за два года команда советских инженеров отстроила огромный объект длиной в полкилометра, на 4 полосы для движения автомобилей, двумя трамвайными путями и пешеходной зоной. Ширина – около 27 метров.
Сам же мост был умело вписан в единый градостроительный ансамбль, который включал в себя монументальное здание головного корпуса Рижского политехнического института, застройку Старой Риги, восстановленную после нацистских артобстрелов, и набережную Даугавы.
Стоит мост уже 68 лет, что прямо подтверждает качество советской стройки. И если задуматься, то это весьма неудобный для латышских пропагандистов и политиков факт. Оказывается, не одни только беды принесла «советская оккупация» латышам, но и что-то полезное и долговечное могла для них строить, да так, чтобы не тяп-ляп.
Вот и из Москвы командировали даровитых мастеров для ведения работ в Риге. Как-то не укладывается это обстоятельство в раздутую истерию по поводу "страшных лет" в составе СССР.
Но раз латвийские лидеры так громко об этом кричат, то им самим есть чем похвастаться в плане масштабных национальных строек или грандиозных инфраструктурных проектов? Не особо. С грехом пополам открыли в 2023 году Восточную магистраль в столице за счет средств евроказны – и слава Богу. На что-то более серьезное пока ни средств, ни воли не хватает. Речь идет, в первую очередь, о железнодорожном проекте Rail Baltica. Латвия, Литва и Эстония не смогут реализовать его только за счет своих государственных бюджетов, поэтому им необходимо обратиться для решения данного вопроса в Европейский союз. Такое мнение выразил экс-министр сообщения Латвии Янис Витенбергс.
«Несомненно, что только за счет национального бюджета — и это относится ко всем трем странам Балтии — этот проект реализовать невозможно. На мой взгляд, премьерам всех трех Балтийских стран (а в идеальном случае и Финляндии) следует отправиться в Брюссель и ясно сказать, что при нынешних правилах игры и при таком удорожании мы за счет национальных бюджетов этот проект построить не можем».
Печально известную железную дорогу пытаются построить с 2013 года, несколько раз переносили сроки, но теперь Rail Baltica хотят все-таки достроить к 2030 году.
На завершение ее возведения в Латвии, Литве и Эстонии, не хватает еще 17 миллиардов евро, хотя изначально закладывалось 5 миллиардов евро.
В общем, все никак не получается, и никаких гарантий, что и с европейским финансированием получится, нет.
Латвийские элиты, одержимые идеей стрясти с России побольше денег, почему-то всегда забывают о накопленных за годы «советской оккупации» инвестициях и реализованных проектах. С 1940 по 1980 год власти СССР практически с нуля выстроили систему ГРЭС, ТЭС, обновили дороги, построили сотни школ и учреждений культуры.
А что до предприятий, то одна только Латвия получила в наследство от Советского Союза более пятисот крупных промышленных предприятий. Чуть ли не половина из них работала на экспорт – взять хотя бы парфюмерную фабрику «Дзинтарс», которая составляла конкуренцию и французским брендам. Или можно рассмотреть латвийских завод по производству электротехники «ВЭФ». Для латышей он является неким объектом национально гордости. Точнее память о нем. Предприятие, о чем с гордостью заявляют латыши, и правда появилось еще до вхождения республики в состав СССР, в 1919 году. Хотя именно при советской власти «ВЭФ» обрел статус мирового бренда, а число работников достигало 20 тысяч человек. Но и его гордые латышские политики сохранить не смогли – в 1999 году завод прекратил работу, а оборудование было распродано.
А потому прибалтийским политикам следует перестать рисовать мрачными красками период, когда их страны входили в состав Советского Союза. Его наследие, со всей инфраструктурой, предприятиями и энергообъектами, – это залог того, что прибалтийские республики сейчас хоть как-то выживают. И поэтому вопрос о том, кто кому должен, еще и закрывать рано.




