×
История История

Снос мемориала в Риге: «Самоутверждение ценой оскорбления прошлого»

В Латвии начат сбор подписей за снос воинского мемориала, возведенного в рижском парке Победы. Сейчас эта инициатива собрала около 7 тысяч подписей (требуется 10 тысяч, чтобы петиция была рассмотрена Сеймом). По опросам SKDS, за сохранение памятника Освободителям Риги выступают 79% жителей латвийской столицы. Предлагая разрушить памятники «плохого», советского прошлого латвийские власти, сами того не замечая, взяли на вооружение худшее из деятельности советских руководителей. О «войне с памятниками» в Риге и об опыте Калининградской области (уникального в историческом плане российского региона) в сфере сохранения объектов материальной культуры других эпох в интервью порталу RuBALTIC.Ru рассказал руководитель калининградского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Михаил ЧЕРЕНКОВ:

- Михаил Валерьевич, как вопросы политической идеологии, идеологические оценки прошлого сказались на судьбе памятников истории и культуры Калининградской области?

- Если говорить о советском периоде истории нашей страны, то идеологические установки социализма на территории Калининградской области не щадили ни воинских захоронений русских солдат эпохи Первой мировой войны, ни памятники Тевтонского ордена. Всё, что было от прошлого до социалистической революции, подвергалось забвению.

Идеология международного коммунизма-социализма признавала только памятники революционного прошлого. В этой связи повезло могиле Иммануила Канта («отца-основателя» «революционных идей»), которую последователи революционеров сберегли от разрушения.

- Изменилось ли отношение к памятникам материальной культуры в Калининградской области на официальном и бытовом уровне, и, если да, то когда произошли эти изменения и чем они были вызваны? Если нет, то, опять же, с чем вы это связываете?

- В наше время в Калининградской области, как и во всей России, параллельно идут два общественных процесса: с одной стороны, начался процесс возрождения русского национального самосознания, характеризующийся уважением к собственным и чужим святыням.

В качестве проявления этого процесса можно видеть, как Русская Православная Церковь восстанавливает из руин лютеранские и католические кирхи, а русские люди благоустраивают памятники немецкой культуры.

С другой стороны, идет процесс проникновения в сознание людей жестокой западной потребительской идеологии капитализма, характеризующейся жаждой наживы и пренебрежением к общественным правилам, устоям и морали. В качестве проявления этого процесса можно видеть попытки перепродажи объектов культурного наследия.

- В каком состоянии сейчас находится ситуация с сохранением памятников истории и культуры в Калининградской области? Достаточно ли средств выделяется на эти цели из бюджетов всех уровней?

- В целом, учитывая непростую финансовую ситуацию, на реставрацию объектов культурного наследия в Калининградской области выделяются значительные средства, что очень хорошо.

Тревогу вызывает лишь процесс распределения этих средств на конкурсной основе, поскольку сегодня в России не работают механизмы защиты от недобросовестных подрядчиков.

Если в этой сфере удастся навести порядок, то денег на памятники будет оставаться еще больше.

Улучшилась ситуация в этой сфере и с фактом передачи значительного числа объектов культурного наследия религиозного назначения в собственность Русской Православной церкви.

РПЦ быстро добилась включения нескольких своих объектов в Федеральную целевую программу "Культура России", ежегодно проводит уборку и расчистку территории, предоставляет свои объекты для деятельности общественных организаций.

- Как лично вы оцениваете инициативу латвийских политиков снести мемориал войнам-освободителям в Риге?

- Это политический заказ и попытка самоутверждения ценой оскорбления прошлого, причем прошлого не только русского народа, но своего собственного. Незнание истории и пренебрежение историческими фактами еще никого до добра не доводило.

Позыв латвийских политиков, опасающихся сближения латвийского и русского народов, направлен путём сноса воинского мемориала в первую очередь на разобщение наших народов и разрушение связей.

Это представители нынешней проамериканской элиты, стремящиеся любой ценой удержаться у власти. Важно, как к их деятельности относится латвийский народ, понимают ли латыши, что географическое положение Латвии невозможно изменить, что Америка никогда не станет ближе, а Россия всегда будет рядом. Мудрость должна восторжествовать, добрососедские отношения и взаимное уважение восстановятся, а история сотрет имена нерадивых политиканов.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!