×
Образование и наука Образование и наука

Директор русской школы о латышизации образования: «Нас этим не взять!»

В Латвии продолжается дискуссия вокруг намерений правительства перевести все школы нацменьшинств полностью на государственный язык. 31 января министр образования Ина Друвиете на встрече с членами Консультативного совета по вопросам образования нацменьшинств в очередной раз подтвердила – ликвидации русскоязычного образования быть. Однако не намерены сдаваться и педагоги русских школ. Сложившуюся ситуацию портал RuBaltic.Ru обсудил с директором Рижской средней школы № 80 Анной ВЛАДОВОЙ:

- Анна Гурьевна, первой громкой инициативой нового правительства стала идея ликвидации русских школ к 2018 г. Как эту новость встретили в Вашей школе?

- Давайте сначала определимся с терминами. Это не ликвидация русских школ, это перевод всех школ на преподавание на латышском языке. Конечно, эту инициативу нельзя поддерживать, она вредит образованию в целом, и реакция на неё была отрицательна. Не только у меня в школе, а, как я предполагаю, во всех школах, где преподавание ведётся на русском языке.

- На данный момент, на Ваш взгляд, достаточно широко позволено использовать русский язык для обучения в школах?

- Есть целый ряд школ, где преподавание ведётся на родном языке. Но вообще с 2004 г. у нас существует пропорция: 60% предметов ведётся на государственном, то есть латышском, языке, и 40% на родном языке: русский язык, литература… 

Конечно, хотелось бы больше часов, но этого достаточно, чтобы сохранить свою идентичность, культуру и язык.

И очень бы не хотелось что-то менять в этой сфере, потому что это может быть опасно.

К тому же увеличение часов связано с финансированием. Я сомневаюсь, что министерство образования сейчас способно профинансировать дополнительные часы для занятий латышским языком.

На самом деле, заявление правительства непонятно. Это очень опасная провокация перед выборами.

В мае у нас будут выборы в Европарламент, а осенью - в Сейм. И вот в преддверии этих событий правительство делает такое заявление. Мы к этому относимся именно так. Никакого положительного эффекта это заявление не принесёт.

- Сказались ли уже как-нибудь последние заявления правительства Латвии на учебном процессе?

- Нет, пока никак не сказались. Это сказывается на здоровье учителей и их нервной системе. Каждое такое заявление ведь переживается, это накал страстей, которого можно было бы избежать.

Хотя, если честно, мы к этому привыкли. Выживаем! Нас уже трудно такими заявлениями взять.

- Сейчас школа проводит много внеклассных мероприятий, связанных с русским языком: видеоконференции, литературное кафе… Если правительство продолжит «латышизацию» школ, значит ли это, что от подобных мероприятий придется также отказаться?

- Это никоим образом не повлияет на культурную жизнь школы и на наши находки. Есть план работы и развития школы, есть план обучения для детей. Но и дети, и родители рады, когда есть такой вариативный подход и дети заинтересованы в получении знаний. Это проектная работа.

У нас сложилось очень тесное сотрудничество с Санкт-Петербургом. Мы этому очень рады, у нас есть очень глубокие методические разработки, которые необходимы как Санкт-Петербургу, так и нам. У нас есть «ноу-хау» по видеоконференциям и видеоурокам, то есть мы проводим уроки для питерских детей, а их преподаватели – для наших. Это замечательно, зачем это терять? Это сохранится.

Я думаю, что рано говорить о «латышизации», мы постараемся сохранить образование и процесс обучения в том виде, в каком он есть сейчас. Во всяком случае, будем над этим работать.

- Есть ли у директоров, педагогов русских школ возможности противодействия «латышизации» своих школ?

- У нас есть профсоюзы. У нас есть большое количество директоров и школ, которые будут заниматься разъяснительной политикой. У нас существует Консультативный совет по делам национальных меньшинств при Министерстве образования. Будем работать, объяснять, доказывать.

Это очень интересный вопрос, потому что примерно месяц назад Министерство образования Латвии выступило с заявлением, что билингвальное образование в Латвии – это наша «история успеха». И вот, прошло примерно две недели, и звучат фразы, что мы должны переводить школы на единый язык обучения.

Мне кажется, само министерство ещё не совсем понимает, что с новой декларацией делать. Мы, естественно, будем работать, зачем «историю успеха» портить-то?

- Те организации, о которых Вы упомянули, официально представляют интересы школ, преподающих на русском языке?

- Да. Это, в частности, Консультативный совет по делам национальных меньшинств при президенте Латышской республики. Создан он достаточно давно, в него входят представители общественности, общественных организаций, директора школ нацменьшинств, то есть польские, литовские, украинские, русские. Они могут обратиться в более высокие инстанции с просьбой прояснить ситуацию, или посоветовать как-то иначе решить проблемы. Но это всё носит совещательный характер.

- Какова позиция родителей школьников в данной ситуации?

- Мне сложно ответить на этот вопрос, поскольку школьный совет будет только на этой неделе. Но в целом, позиция у всех одна: «Кому это надо и зачем?». Это никому не нужное мероприятие, которое не направлено на улучшение ситуации в образовании и на повышение знаний у ребёнка.

Оно убивает образование, это политизированные процессы. И когда в эти политические игры вовлекаются дети, это для родителей как красная тряпка для быка. Представьте, что вам скажут о переходе ваших детей на другой язык обучения. Как это?

Но когда родители видят, что ничего не меняется, то успокаиваются. Моя позиция довольно жёсткая – я не верю, что так произойдет. Так что всё спокойно.

- Как Вы оцениваете недавно озвученную российским министром иностранных дел Лавровым идею создания русских школ, в том числе и в Латвии, за счет РФ? Могла бы эта мера стать компромиссом: латвийский бюджет не тратится на школы нацменьшинств, но и не запрещает их существование?

- Прежде всего, надо сказать, что господин Лавров позже уточнил, что он имел в виду. Он говорил больше не об общеобразовательных школах, а о сфере дополнительного образования.

Любое дополнительное образование, дающее возможность расширить свои знания культуры, языка, любого предмета, можно только приветствовать.

Что касается именно русских школ, я пока не понимаю юридической базы. Если это русская общеобразовательная школа, то она должна получить лицензию Министерства образования Латвии, то есть соответствовать государственному стандарту.

А дополнительное образование и воскресные школы… Во-первых, у нас это уже есть. Дети могут улучшить свои знания русского языка, истории и культуры. А со стороны посольства – почему нет? Всегда радостно, когда у детей есть выбор, где получать дополнительное образование. Есть большое количество выпускников летних школ из России, дети получают высшее образование в России, и им это только в плюс.

- Как Вы думаете, почему новое правительство начало свою работу со столь скандальной инициативы? Тем более что правительство объявлено техническим, по сути, временным, но в своей декларации они зафиксировали данную стратегическую цель…

- Надо понимать, что это всё – предвыборная гонка. Есть люди, которые считают, что подобные заявления про школы обеспечат им победу на выборах. Это было всегда, и это останется, ничего нового в таких заявлениях нет.

Интересно отметить, что некоторое время назад представители Национального объединения собирали у граждан Латвии подписи о закрытии школ, преподающих на русском языке. И они их не собрали, национальные граждане Латвии, латыши в том числе, не поддержали эту инициативу.

И вот сейчас они выторговали себе такой пункт в декларации на период временного правительства. Это декларация конкретного правительства, а что будет дальше, надо посмотреть.

- Каковы Ваши прогнозы?

- Я человек оптимистичный. Я надеюсь, что здравый смысл всё-таки возобладает и мы будем продолжать развивать билингвальное образование в Латвии. Я надеюсь, что пропорции сохранятся и что у жителей страны будет возможность получать хорошее образование, в том числе и на родном языке.

- Как Вам кажется, не выведет ли русскую общину на улицу «латышизация» русских школ? 2004 год показал, что русские в Латвии готовы отстаивать право на русское образование, а на 4 февраля уже намечен пикет в защиту образования на русском языке у окон правительства…

- Надо попытаться решить вопрос спокойно. Не могу сказать, что это получится, поскольку образование у нас – всегда очень эмоциональный вопрос. Но надеюсь, что здравый разум победит. Но однозначно то, что декларация от правительства вредна, она провоцирует и крайне правых, и крайне левых, и это очень опасно. Но я всё-таки хочу верить, что удастся спокойно всё решить.