×
Политика Политика

Альтернативный сценарий: может ли НАТО изменить свой вектор развития?

Источник изображения: brookings.edu

Украинский кризис стал для НАТО моментом реинкарнации. Североатлантический альянс снова обрёл смысл своего существования и продолжил расширяться под лозунгами о сдерживании России. Но может ли такое движение измениться на противоположное? Феномен Трампа в США и свежие турецкие сюжеты, в частности блокирование натовской базы в ночь на воскресенье, вносят в будущее западного военного блока изрядную долю неопределённости.

На фоне слухов о повторно готовящейся попытке государственного переворота турецкие силовики окружили авиабазу НАТО Инджирлик. В ночь на воскресенье под предлогом проверки безопасности около семи тысяч вооружённых полицейских на грузовиках блокировали военный объект. «Нахожусь в Адане (город близ Инджирлика – прим. RuBaltic.Ru). Мы провели общую проверку безопасности. Всё в порядке», – написал в своём Twitter министр по делам ЕС Омар Челик.

Инджирлик – совместный объект турецких и американских войск. Помимо прочего, авиабаза используется для хранения ядерных боеголовок НАТО, точное количество которых неизвестно. Инджирлик стал предметом повышенного внимания во время июльской попытки государственного переворота в Турции. После неудавшегося путча начальник базы генерал Бекыр Эрджан Ван был задержан. Генерала обвинили в соучастии в попытке захвата власти. Воздушное пространство в районе авиабазы было закрыто.

Газета Haberturk связывает воскресную операцию с визитом в Турцию главного военного советника президента США генерала Джозефа Данфорда – председателя Объединённого комитета начальников штабов. Двумя днями ранее президент Эрдоган обвинил другого американского генерала Джозефа Вотела в поддержке организаторов недавнего мятежа. После путча турецкий лидер неоднократно намекал на причастность к произошедшему Запада, и в частности США. Ряд проправительственных СМИ публиковал сообщения, что мятеж был организован на деньги ЦРУ.

События последних полутора месяцев в Турции грозят определёнными последствиями для Североатлантического альянса. Несмотря на угрозы госсекретаря США Джона Керри, членство Анкары в НАТО пока едва ли стоит ставить под сомнение. Между тем чистки проамерикански настроенных военных, рост авторитарности, стремление Эрдогана усилить свою роль на Ближнем Востоке, а также братания с Тегераном и Москвой делают из Турции куда как менее предсказуемого для Запада партнёра. Блокирование объектов НАТО в стране – члене Альянса уж точно не признак силы и слаженности военного блока.

Главный вызов НАТО, конечно, исходит не из Анкары, но от самих США. Имя этого вызова – Дональд Трамп. 

Согласно опросу CNN, после официального номинирования 20 июля кандидат от республиканской партии обошёл демократа Хиллари Клинтон на три процентных пункта.

Вспомним основные тезисы одиозного претендента на пост главы Белого дома, касающиеся НАТО. Вашингтон платит завышенную цену за Альянс, а члены Организации Североатлантического договора нахальным образом «надувают» США, говорил политик. Трамп неоднократно требовал от стран – участниц НАТО расплатиться с долгами, пугал союзников «избирательной поддержкой». Так, решение о защите Прибалтики в случае «российской агрессии» будет приниматься исходя из того, «выполняют ли они свои обязательства в отношении нас (США – прим. RuBaltic.Ru)», – рассказывал республиканский кандидат в интервью The New York Times. «Америка превыше всего», – не устаёт повторять политик.

Помимо общей линии на изоляционизм, Трамп вспоминает о такой политической категории, как национальные интересы. В интересах США – наладить отношения с Китаем и Россией, убеждён республиканский кандидат. Так, в течение прошлой недели Трамп дважды обещал рассмотреть возможность признания возвращения Крыма в состав РФ законным.

Безусловный диссонанс с сегодняшней стратегией НАТО. После событий на Украине слабеющий Североатлантический альянс обрёл вторую жизнь, получил оправданную цель своего существования: сдерживание России. «НАТО – пережиток прошлого», – парирует Трамп, предлагая переформатировать сложившуюся реальность.

Внешняя политика США, конечно, институциональна и формируется сотнями лоббистских организаций. Один только президент, пусть даже с авторитарными замашками, не способен развернуть этот инерционный корабль. Но может скорректировать курс.

Что значит «трампизация» Америки для Североатлантического альянса? НАТО, сплотившийся в идее противостояния России, перестаёт быть военно-политическим фундаментом коллективного Запада. Ведь дружить с Россией в интересах США, считает республиканский кандидат. Кроме того, «НАТО Трампа» едва ли захочет брать на себя функцию обеспечения внешней, а уж тем более внутренней – как это было обозначено во время Варшавского саммита – безопасности ЕС. Дорого и неэффективно. «Уход» США заставит Брюссель озаботиться этими вопросами. Спрятанная под ковёр идея создания общеевропейской армии получит второе дыхание. Все эти пертурбации укрепят суверенитет Европейского союза, сделают его политику более независимой. НАТО покинет и Ближневосточный регион, где усилится влияние Турция. Мир сделает ещё один шаг в сторону многополярной системы.

Сегодня такой сценарий, конечно, пишется «вилами по воде» и может рассматриваться лишь с пометкой «альтернативный»: процессы развиваются в противоположном направлении. Но ведь всего полтора месяца назад европейские обыватели и представители элит не очень-то верили и в перспективы «брексита»…

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров