×
Политика Политика

Восточноевропейские выборы в три хода: последствия для Минска

Источник изображения: euranetplus-inside.eu

В октябре в Белоруссии, на Украине и в Польше состоялись избирательные кампании, каждая из которых оказывает влияние на будущее Восточной Европы. Выборы в Белоруссии уже рассматривались. Общую картину поможет дополнить анализ политических следствий украинских и польских избирательных кампаний.

Дефицит предсказуемости

На Украине прошли местные выборы, высветившие сохранение политического раскола страны на Восток и Запад в условиях усугубляющегося кризиса государственности. Выборы показали, что центральное киевское правительство слабо контролирует ситуацию в регионах. Об этом свидетельствуют конфликты Центральной избирательной комиссии в Киеве с территориальными избирательными комиссиями в регионах. Риски обострения гражданской войны на Украине по-прежнему высоки. Но нельзя исключать и перехода кризиса украинской государственности в менее острую затяжную фазу. 

В этой ситуации будущее переговорной площадки в Минске становится все более неопределенным.

На выборах в Польше большинство в парламенте получила партия «Право и справедливость» (ПиС). Ее руководство ставит своей задачей лидерство в регионе Восточной Европы с тем, чтобы замкнуть на Варшаву восточную политику ЕС с опорой на поддержку НАТО и США. 

Переговорная площадка в Минске не вписывается в планы ПиС хотя бы потому, что находится на изрядном расстоянии от Варшавы. 

Представители ПиС заявляют, что «минский формат» себя изжил.

Учитывая затяжной кризис украинской государственности и усиление региональных амбиций Варшавы, можно не сомневаться: общая напряженность в Восточной Европе не пойдет на спад в обозримом будущем. 

Предсказуемость становится наиболее дефицитным «товаром» в Восточной Европе. 

Баланс сил, обеспечивавший стабильность в регионе, сегодня стремительно движется к разрушению в связи с расширением НАТО. Размещение базы альянса в Польше, за которое ратует ПиС, может запустить «эффект домино» в нарастании конфронтации в регионе. Конечно, в Ближний Восток Восточная Европа не превратится, но история региона показывает, что потенциал конфликтности здесь также весьма высок. В кризисные времена геополитические пограничные зоны дестабилизируются быстрее всего.

Эстафета между Вашингтоном и Брюсселем

Парламентские выборы закрепили доминирование в польской политике правоконсервативной партии «Право и справедливость» Я.Качиньского на ближайшие 4 года. Полгода назад президентом Польши был избран представитель ПиС А.Дуда. Теперь правоконсерваторы сформируют свой кабинет министров и получат большинство для принятия законов в парламенте. Подобное преобладание одной политической силы является беспрецедентным в современной истории Польши.

Мгновенных революционных изменений во внешней политике Варшавы ждать не приходится, но смена приоритетов неизбежна. Партия «Гражданская платформа», находившаяся у власти в Польше с 2007 г., стремилась укрепить свои позиции в ЕС, делая ставку на развитие отношений с франко-германской осью. «Право и справедливость» намерена проводить более самостоятельную экономическую политику. Партия не разделяет подходы Брюсселя и Берлина к кризису мигрантов и борьбе с загрязнением окружающей среды. Поэтому правоконсервативному правительству Польши потребуется укреплять свою переговорную позицию в ЕС за счет сближения с НАТО и США.

Председатель ПиС Я.Качиньский является последовательным сторонником расширения военного присутствия НАТО в регионе. Он выступает за развертывание системы противоракетной обороны (ПРО) в Польше. Стоит ожидать укрепления польских усилий по этим вопросам на пути к саммиту НАТО в Варшаве в 2016 г.

Советник А.Дуды по международным делам К.Щерский призывает Германию «перестать блокировать строительство базы НАТО в Польше». Однако создание постоянной базы НАТО в Польше будет де факто означать выход альянса из Основополагающего договора Россия – НАТО 1997 г. Москва уже заявила, что ответом на размещение ПРО в Европе может стать выход России из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Для «старой» Европы в лице Германии и Франции такое развитие событий будет иметь очень негативные последствия. Их переговорные позиции ослабнут как в отношениях с Москвой, так и с Вашингтоном, усилится взаимное недоверие в рамках Евросоюза. 

В условиях раскачки ситуации в Восточной Европе Минск может стать объектом разнонаправленных влияний с Запада: как со стороны «голубей», так и «ястребов», стремящихся подорвать позиции Союзного государства.

Варшава вместо Минска?

В.Ващиковский, которому, наряду с К.Щерским, прочат кресло министра иностранных дел в новом правительстве Польши, уже высказал свои пожелания к Украине: чтобы она «выступала государством, которое не договаривается с Европой через нашу голову». Политик обозначил цель Польши и в отношении Германии: чтобы канцлер ФРГ А.Меркель «в своей восточной политике, по дороге в Москву или на обратном пути всегда останавливалась бы в Варшаве».

Речь идет – ни много ни мало – о том, чтобы замкнуть восточную политику Брюсселя и Берлина на Варшаву. Очевидно, к решению данной задачи невозможно подступиться без помощи США.

Анализируя «послужной список» ПиС, белорусские эксперты прогнозируют ужесточение политики Варшавы в отношении Минска. В частности, говорится об усилении работы по линии гуманитарного и идеологического влияния. Подобное развитие событий вполне вероятно, но это лишь часть более общей цели — регионального лидерства Варшавы. Достичь этой цели планируется за счет превращения Польши в активного «модератора» политики НАТО в регионе, выстраивания более тесных отношений со странами Вышеградской группы и Прибалтики. Показательно, что свой первый государственный визит А.Дуда совершил не в Берлин или Париж, а в Таллин.

Стремление Варшавы к роли регионального военно-политического хаба делает перенос переговоров из Минска желанной альтернативой. 

В.Ващиковский заявляет: «Мы считаем, что формула, принятая в настоящее время как нормандская или же минская, не является европейской формулой. <…> В связи с этим следует уже задумываться над очередным форматом, как инициировать мирные переговоры». ПиС предлагает подключить к консультациям по украинскому вопросу НАТО и США. Понятно, что встречаться в Минске им будет не с руки.

Одиночное маневрирование не сработает

Попытка Минска в одиночку сыграть на противоречиях Варшавы и Берлина, предлагая «старой Европе» концепцию регионального «донора безопасности», не принесет результатов. Проблема в том, что в экономическом и военно-политическом плане Белоруссия и Польша не сопоставимы, так как последняя выступает от лица ЕС и НАТО, а чьи интересы, кроме собственных, представляет Белоруссия? Поэтому получится, скорее, наоборот: Варшава будет укреплять свое влияние за счет активного участия в политике ЕС в отношении Минска.

Внешнеполитическое маневрирование в Восточной Европе — это сегодня (впрочем, как и всегда) командный вид спорта. Попытка в одиночку пройти партизанскими тропами к победе увеличивает риски, но не сулит позитивных результатов. По-прежнему сохраняется вероятность, что ситуацию в Восточной Европе удастся удержать от сползания к конфронтации и гонке вооружений. Однако конфронтационный сценарий невозможно не учитывать. Тем более, что усугубляющийся кризис государственности на Украине и активизация региональных амбиций Варшавы увеличивает непредсказуемость ситуации. Поэтому, не отказываясь от торговли и диалога с Западом, Союзному государству России и Белоруссии надо укреплять тылы. А именно — углублять внешнеполитическую координацию, усиливать общий оборонный и промышленный потенциал с опорой на евразийский интеграционный проект.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров