×
Политика Политика

Суверенитет на русофобию: ЕС предложили балтийскую модель энергополитики

Источник изображения: novostimira.net

Комиссар ЕС по энергетике Мигель Ариас Коньете представил пакет мер по энергетической безопасности Евросоюза. Общая цель 14 приоритетных проектов ЕС в газовой сфере – снижение зависимости от российского газа. Для этого предлагается существенно увеличить потребление сжиженного природного газа, развивать инфраструктуру по обслуживанию СПГ и позволить Еврокомиссии блокировать межправительственные соглашения и коммерческие контракты стран ЕС с Россией в сфере энергетики. Таким образом, странам ЕС предлагается по прибалтийскому образцу разменять свой суверенитет на русофобию.

Эксперты Еврокомиссии признают, что доля «Газпрома» на европейском газовом рынке остаётся критически высокой – порядка 40%. Россия по-прежнему основной поставщик энергоресурсов в Европу, и в условиях свободного рынка её газовая продукция выигрывает конкуренцию со сжиженным природным газом.

Из данного факта чиновники ЕС делают честный вывод, что в краткосрочной перспективе с помощью рыночных механизмов невозможно сократить долю «Газпрома» на европейском энергетическом рынке: у российского поставщика сохраняются все конкурентные преимущества перед поставщиками сжиженного природного газа. Единственная возможность снизить зависимость от «Газпрома» – это структурные ограничения и административные барьеры наподобие Третьего энергопакета реформ, который как раз собираются применить к «Северному потоку – 2».

Именно такие меры предлагает Еврокомиссия, нимало не заботясь их нерыночным и нелиберальным характером: если эти меры направлены на сдерживание России, то, значит, они и рыночные, и либеральные.

Более того, согласно предложенным изменениям в европейском энергетическом законодательстве, Еврокомиссия получает право вмешиваться в международные газовые сделки в случае, если соглашение страны ЕС с «Газпромом» может содержать потенциальную угрозу общеевропейской газовой безопасности.

Получается, что «святой» целью борьбы с Россией обосновываются дальнейшее увеличение власти брюссельской бюрократии и ущемление суверенитета национальных правительств стран ЕС, а также государственное вмешательство в рыночную экономику и создание преференций «своим» компаниям путём административного давления на их конкурентов.

По сути, Брюссель перенимает прибалтийскую модель энергетической политики, в основе которой не экономика, а борьба с «русской угрозой». Основная цель предлагаемого пакета мер в газовой сфере – чисто прибалтийская: предотвращение монополии «Газпрома» путём освоения альтернативных источников энергии. Главный альтернативный источник тот же, что у прибалтов, – сжиженный природный газ. Странам ЕС предлагается развивать и совершенствовать инфраструктуру СПГ, наращивая объёмы поставок сжиженного природного газа.

Инфраструктура для приёма СПГ во многих странах ЕС усилиями той же Еврокомиссии уже создана. Морские СПГ-терминалы построены в Великобритании, Франции, Италии, Испании, Бельгии, Румынии, Литве. За последние несколько лет было анонсировано и начато строительство СПГ-терминалов в Хорватии, Албании, Греции, Ирландии, Польше – всего более десяти.

Однако экономическая адекватность всех этих проектов (во всяком случае, для стран – потребителей СПГ) становится чем дальше, тем более сомнительной. Инфраструктура по обслуживанию сжиженного природного газа задействована только на 22%, а доля СПГ в газовом потреблении ЕС составляет 10%, причём эта доля не растёт.

То есть СПГ-энергетика в Европе убыточна.

Простаивание производственных мощностей при хроническом отсутствии спроса на продукцию означает неизбежное банкротство предприятия. С СПГ-терминалами это уже происходит: Румыния, например, отказалась от проекта СПГ-терминала АГРИ. Какой в данном случае возможен выход из ситуации? По логике Еврокомиссии выход – это стимулировать спрос на СПГ административными мерами. Предлагается активнее использовать инфраструктуру по обслуживанию СПГ, а для этого нужны проекты по расширению энергетических связей между странами ЕС.

Планируется запустить по шесть проектов в балтийских странах и в юго-восточной Европе, поскольку эти регионы наиболее зависимы от подачи российского газа. Литва, Латвия, Эстония и Финляндия будут присоединены к общеевропейской газотранспортной сети, что лишит Прибалтику статуса «энергетического острова» ЕС. В Венгрию планируется построить трубопровод от хорватского СПГ-терминала, а Болгария и Румыния будут получать газ из Греции. Ещё два проекта направлены на улучшение газоснабжения между Испанией, Португалией и Францией. Всё это подчёркнуто предлагается делать в рамках стратегии по переходу с российского газа на СПГ.

В данном случае наглядно видно, как Европейский союз превращается в Советский, каким он был в своих худших проявлениях: без даже формальной связи с экономикой предлагается «закапывать» деньги на большие инфраструктурные проекты и поддерживать нерентабельное производство административным давлением.

Как правило, такой политический стиль в Европе свойственен восточноевропейским «перевёртышам» с их непреодолимым прошлым красных командиров. Но теперь, похоже, брюссельская бюрократия готова перенимать у них партийно-комсомольский опыт: при имеющейся логике развития скоро дело дойдёт до того, что Еврокомиссия будет вынуждать европейский крупный бизнес покупать вместо продукции «Газпрома» газ с СПГ-терминалов. Так, как это уже делается в Литве.

Действия евробюрократии, надеющейся, что страх перед Россией ей всё спишет, нелиберальны в плане экономики и недемократичны в плане политики. Поэтому пакет мер в газовой сфере, предложенный комиссаром ЕС по энергетике, едва ли будет принят. Проблема здесь не в России, проблема здесь в странах – членах ЕС и их представителях в Европарламенте, которым предстоит голосовать за предложения Брюсселя в газовой сфере.

Сложно представить, что все 28 стран ЕС согласятся на обязательство согласовывать свои сделки по газу на национальном уровне с Еврокомиссией и разрешат брюссельским функционерам блокировать межправительственные соглашения и коммерческие контракты в сфере энергетики для обеспечения их соответствия Третьему энергетическому пакету ЕС.

Именно это сейчас предполагает Еврокомиссия: речь идёт о том, что её проверки контрактов национальных правительств будут носить обязательный характер и проводиться до подписания сделок. Фактически, Брюссель ставит вопрос о новом существенном ограничении суверенитета стран ЕС и переходе права на принятие решений в энергетической сфере от демократически избранных национальных правительств к своим назначенным бюрократам.

И в этой игре у него есть только одна козырная карта – русофобия.

К несчастью для евробюрократии, воздействие этой карты в разных частях Европы крайне неодинаково. Очень многим европейским странам может не нравиться то, что делает Кремль, но очень немногие европейские страны согласятся из одного страха перед Россией разменивать свой суверенитет на прибалтийскую «энергетическую независимость». Поэтому у «газового пакета» комиссара ЕС по энергетике в его нынешнем виде крайне мало шансов быть утверждённым и повторить судьбу Третьего энергопакета.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров