В Литве продолжается информационная кампания, направленная на дискредитацию действующего премьер-министра Гинтаутаса Палуцкаса в связи с его бизнесом.
8 июля на площади Независимости в Вильнюсе состоялась акция протеста против премьер-министра Литвы Гинтаутаса Палуцкаса и правящей коалиции. Поводом к тому, чтобы литовцы вышли на улицы, стали два журналистских расследования, посвященных темному коррупционному прошлому нынешнего премьера республики. Первое расследование подготовлено журналистами из Центра журналистских расследований «Siena» и «Laisvės TV». Оно было посвящено льготному кредиту, выданного государственной организацией ILTE компании Garnis, среди акционеров которой есть и Палуцкас. Второе касается его связей с предпринимателем Дариюсом Вильчинскасом.
Авторы «Siena» и «Laisvės TV» узнали, что более десяти лет назад Палуцкас приобрёл квартиру в центре Вильнюса у компании сомнительного происхождения, которая продала недвижимость Палуцкасу с убытком в 90 тысяч евро.
В другом расследовании приведены подробности о покупке премьером квартиры 13 лет назад в заброшенном доме в центре Вильнюса. Как указывают «Laisvės TV» и «Siena», квартиру Палуцкасу продала кипрская компания за 16,5 тысяч евро.
Премьер попытался оправдаться – якобы это были инвестиционные проекты, которые не «выгорели». При этом до сих пор неизвестно, кто же все-таки продал премьеру вторую квартиру. Сам он сказать не может.
Любопытно то, каким образом оппозиция пытается вывернуть всю эту ситуацию. Организатором митинга 8 июля выступил «Демократический форум» и его активисты Робертас Королёвас и Мантас Мяшкерис. Вот что они написали в обращении к гражданам:
«Довольно! Пора сказать, что важны: 1) свобода и уважение к СМИ; 2) прозрачность, честность и подотчётность; 3) национальная оборона».
Они подчеркнули, что протест не направлен против одного только Палуцкаса, он обращен в целом против курса действующей власти. И здесь у наблюдателей возникают резонные вопросы.
Обвинение оппозицией правящих политиков в коррупции – проверенный и ставший традиционным инструмент межэлитных и внутриэлитных «разборок» в европейском политикуме. Причем применяется он на разных уровнях – сейчас так же пытаются свалить с поста главу Еврокомиссии Урсулу фон дер Ляйен за ее связи с Pfizer.
Так что «нарыть» на любого из европейских политиков компромат в связи с их деятельностью до прихода в политику или с махинациями с недвижимостью вполне реально.
А потому появление таких вот «расследований» именно сейчас и именно в отношении премьера Палуцкаса выглядит подозрительно, а сам их характер, скорее, заказной.
Прошедшие в 2024 году парламентские выборы в Литве стали для местных консерваторов проверкой на прочность. И что характерно, они эту проверку провалили. Вполне себе можно представить желание проигравшего клана Ландсбергисов отыграть ситуацию себе на пользу. В этом случае появление таких вот «расследований» играет им на руку в обоих возможных исходах. Программа максимум здесь – довести дело до импичмента или развалить правящую коалицию, принудив страну к проведению досрочных выборов. А если и не дойдет до столь радикальных мер – то заготовить для себя почву на будущее, до следующих выборов. Тогда консерваторам можно будет очень ловко орудовать такими обвинениями в адрес социал-демократов и на пустом месте набивать себе рейтинг.
Но есть и другое измерение – попытки свалить правительство Палуцкаса объясняются прежде всего тем, что правящая коалиция и сформированный ей кабинет министров начали активно разбирать тяжелое наследие предыдущего руководства: огромные и непонятные расходы на оборону, ворох международных скандалов, неясные и спорные внутриполитические решения.
В особенности акцент следует сделать на проблеме военных расходов, продолжающейся милитаризации республики. Действующий глава правительства показал себя сторонником более сдержанного внешнеполитического курса и неохотно идет на дальнейшие шаги в сторону повышения военного бюджета.
В этом отношении желание оперативно сместить действующего премьера как фигуру «неудобную» можно приписать более широкому кругу заинтересованных лиц. Условно их можно обозначить как «глубинное государство», очевидно тесно связанное с военным лобби.
Закупки военной техники, бесконечные учения, строительство укреплений, сопутствующие мероприятия – все это огромное поле для всякого рода махинаций, откатов и манипуляций с финансами.
Лишить денег львиную долю людей и компаний, заинтересованных в продолжении всей этой милитаристской истерии, было бы преступлением с точки зрения этого самого «глубинного государства».
Это все при том, что Палуцкасу даже пророссийскую позицию занимать не нужно, чтобы настроить против себя своих «коллег». Литва держит пальму первенства по уровню милитаризации и находится в авангарде русофобских режимов. Очевидно, эти обстоятельства и обуславливают такую острую реакцию оппозиции на любые попытки пересмотреть столь жесткий курс республики на подготовку к войне в регионе.




