Правительство Палуцкаса пытается восстановить разрушенные предыдущим кабинетом министров дипломатические отношения с Китаем, но у них ничего не получается.
Литовское правительство в 2021 году предприняло несколько недальновидное решение, о котором, кажется, никто его особо не просил. Тогда было открыто дипломатическое представительство острова Тайвань. Реакция КНР была ожидаемой – понижение уровня дипломатических отношений и значительное ослабление экономических контактов. Можно до сих пор лишь пытаться понять, зачем правительство Шимоните тогда потребовались столь радикальные меры. Вероятно, литовские политики, вообразив себя первейшими «правозащитниками» Европы, решили вот так «проторить дорожку» союзникам по ЕС и явить пример принципиальности. Ведь тогда для европейцев как раз актуальным было муссирование проблемы уйгуров в КНР. Но что же Шимоните и ее министр иностранных дел Ландсбергис получили на выходе, а нынешний глава правительства Палуцкас в наследство?
Больше проблем и головной боли. Ландсбергис, разрушая отношения с Китаем из-за «тайваньского вопроса», рассчитывал привлечь инвестиции из Тайваня. Инвестиции, вроде бы, пришли, но Литва оказалась неспособна их принять: не нашлось ни технологий, ни рабочей силы, ни промышленных мощностей.
И даже не в этом трагедия. В Вильнюсе-то рассчитывали, что за такой смелый шаг в сторону Тайваня, тот, буквально, озолотит его. Но случилось несколько по-иному. Инвестиционный фонд для стран Восточной и Центральной Европы размером в 200 миллионов долларов США был учрежден тайваньцами еще в мае 2022 года. Первоначально в Вильнюсе утверждали, что средства фонда будут предназначены для инвестиций в промышленный сектор Литвы в рамках развития долгосрочных отношений между балтийской республикой и Тайванем.
Однако затем выяснилось, что фонд нацелен на партнерские связи со странами Восточной и Центральной Европы, в том числе Литве, Чехии и Словакии предназначены от 60% до 80% его средств.
Первая инвестиция в 2022 году была предназначена для литовского предприятия по производству лазерной техники Litilit в размере 3,5 миллионов евро. Позднее, в январе 2023 года, компании Solitek и Oxipit, работающие в сферах производства солнечных энергоустановок и биотехнологии, подписали соглашения, по которым им были предоставлены инвестиции на сумму 8 миллионов евро и 3,5 миллионов евро из фонда Taiwania Capital. Собственно, после этого о громких, прорывных совместных проектах ничего слышно не было.
Производитель проводников TSMC, визитная карточка азиатского острова, так и не почтил Литву строительством своего завода. Тайваньские банки не особо стремятся развивать инфраструктуру в республике. Никаких бурных инвестиционных потоков с острова в Прибалтийскую республику не наблюдается.
В общем, Литва стала для Тайваня, скорее, «мостиком» в Европу, «пробником» по признанию суверенитета острова. Чтобы остальные посмотрели, как бывает. А вдруг получилось бы?
Но нет. В случае с Литвой пока наблюдается провал. Официальный Вильнюс, разрушивший отношения на пустом месте, сейчас занял выжидательную позицию и заявляет, что мяч находится «на стороне Пекина». Мол, если китайцы своего посла вернут, то мы ответим взаимностью. При этом ни публичных извинений, ни действенных примирительных шагов литовские политики так и не сделали. Но сигналы самим премьером подаются ясные:
«Я думаю, что была сделана серьезная ошибка, когда мы пытались представить наши отношения с Тайванем как экономически рациональные, поскольку все страны Юго-Восточной Азии характеризуются сильным экспортом и низким импортом», – заявлял он в мае этого года.
Следует признать, что у Палуцкаса положение совсем не простое – возникшую проблему с Китаем решать надо, а собственную гордость уязвить не хочется. В условиях, когда Трамп в очередной раз вводит против ЕС теперь уже тридцатипроцентные пошлины, европейцы логично ищут более надежных торговых партнеров. И логичным образом дрейфуют в сторону КНР. Литва же в этом общем течении выбивается – у нее и формальных отношений с Китаем не выстроено. Палуцкас все это осознает, а потому все еще робко, но дает понять, что КНР Литве нужна. Вот как он комментирует явно предосудительный с точки зрения ЕС визит Си Цзиньпина в Москву на парад Победы в этом году:
«У великих держав разные интересы, но в силу их влияния и мощи в международных форматах и по множеству вопросов все страны Евросоюза, как правило, поддерживают дипломатические отношения».
Беда для Палуцкаса в том, что китайцы хотят видеть действенные меры по выправлению ситуации, а не вербальных реверансов. Закрыть диппредставительство Тайваня, принести публичные извинения, выразить поддержку политики «одного Китая» – наверное, примерно так выглядит список требований к литовским политикам. Будет ли их принятие мощным репутационным ущербом? Да. Но было ли ошибкой идти на риск получить такой ущерб ради сомнительных выгод? Тоже да.
Вот потому история с Тайванем и демонстрирует непоследовательность и недальновидность литовского политического класса. И неуместную гордость с упертостью, кстати. От ошибок, в общем-то, никто не застрахован, но умение их признать и, насколько возможно, исправить – прерогатива сильных политиков. Пока от литовских элит не видно ни первого, ни второго.




