×
Политика Политика

Почему вымирает Латгалия?

Источник изображения: lr4.lsm.lv / автор - Maris Rumaks

В Латвии проживает порядка 10% латгальцев, но латвийские элиты отказывают им в признании их идентичности и продолжают варварскую ассимиляцию региона.

Прибалтийские республики, с гордостью причисляющие себя к светочам демократии и «цивилизованным» странам, давно известны двуличным подходом к правам проживающих на их землях народностей. Помимо наиболее очевидного примера ущемления прав русских, есть и чуть менее освещенный – положение латгальцев в Латвии.

То, существует ли национальность в Латвии вообще, определяется Классификатором национальностей. Внесены данные – есть национальность, не внесены – нет такой. В латвийском классификаторе есть, например, латыши, литовцы, американцы, даже русские, чукчи и пуштуны включены. А латгальцев нет. И это странно по множеству причин.

Официально латвийские власти причисляют эту проживающую на востоке страны народность к латышскому этносу. Что не совсем корректно, ибо латгальцы отличаются от латышей и религией, и языком. Если среди остального населения Латвии преобладает лютеранское вероисповедание, то латгальцы исторически остаются католиками, а их язык похож на латышский примерно так же, как белорусский похож на русский.

Трагедия Латгалии заключается в том, что в нынешнее время сочетаются два неблагоприятных фактора для сохранения латгальского языка. С одной стороны – не меняющаяся позиция Риги по вопросу латгальской идентичности, а с другой – удельный вес региона в латвийской экономике.

«Диалекты умирают каждый день, и поддерживать их — привилегия богатых стран», – так заявила еще в 2017 году глава национальной программы освоения латышского языка Инна Друвиете, комментируя положение латгальского языка в Латвии.

И эта цитата сама по себе хорошо характеризует отношение латвийских властей к латгальцам в целом и их языку в частности. Первый мощный удар по латгальскому языку был нанесен еще в 1934-м – тогда путем государственного переворота к власти пришел диктатор Карлис Ульманис и провозгласил лозунг «латышской Латвии». Вслед за этим началась ликвидация латгальской культурной автономии. 

Формально законодательством Латвии гарантируется защита латгальского языка как формы латышского. Как минимум его изучают в вузах, на нем выпускаются несколько печатных изданий. Но латгальцев беспокоит, что их язык не учат в обязательном порядке в школах региона, ему не находится применение в государственной сфере.

Логично предположить, что спустя какое-то время он будет уже обречен на вымирание.

И, может, латгальцы могли бы «проталкивать» необходимые законодательные меры для поддержания языка, да вот только и других проблем предостаточно. Глава Латгальского общества в Даугавпилсе Валдис Лаускис еще в 2017 году заявлял российскому изданию «Лента.ру» о необходимости именно законодательной поддержки языка. В 2002 году он и иные представители культуры и науки подготовили обращение к президенту республики, где говорилось, что латгальский язык, как форма латышского, должен быть сохранен и развит.

«Мы разработали соответствующий законопроект, который был одобрен депутатами Сейма в первом чтении, утвержден и передан на рассмотрение в парламентские комиссии. Однако полномочия тогдашнего созыва парламента подошли к концу, а депутаты следующего созыва не нашли необходимости в его продвижении», – заключил Лаускис.

По его мнению, провал инициативы произошел из-за низкого уровня социально-экономического развития региона. Латгалия – самый бедный, депрессивный район Латвии. Очевидно, что для его жителей банальное выживание становится даже важнее, чем вопросы сохранения своей самобытной культуры.

Это порождает и другую проблему – миграцию населения. Рабочими местами Латгалия и по сей день небогата, производств для квалифицированной рабочей силы здесь почти уже не осталось. Потому в основном для молодежи остается перспектива устроиться на какую-нибудь низкоквалифицированную работу. Вот и рвутся латгальцы в Ригу, за рабочим местом и возможностью улучшить условия своего проживания.

Цифры отлично демонстрируют катастрофичность положения дел – если в начале 1990-ых годов в Даугавпилсе (областной центр Латгалии) проживало около 130 тысяч человек, то согласно данным Управления по делам гражданства и миграции, в 2018 году в городе осталось лишь 90 тысяч жителей.

И то нет гарантий, что эти данные точные.

Не помогает и создание специальных экономических зон, бесплодными остаются попытки налогового поощрения – инвесторы предпочитают обходить стороной бесперспективные области. Латгалию довели до такого состояния, регион вымирает и веру в него теряет собственное население. Отсюда в том числе и отсутствие интереса инвесторов и реальных крупных экономических проектов.

Да и на культурном фронте вроде какие-то шаги предпринимаются. Так, в 2021 году в стране был запущен пилотный проект, в рамках которого в некоторых школах региона приступили к факультативному изучению письменного латгальского языка. В апреле 2023 года президент Латвии Эгилс Левитс заявил, что на радио и телевидении должно быть больше программ на этом языке. Он даже подчеркнул, что важно юридически закрепить историческое значение этих земель.

Но слова, увы, остались лишь словами. В том же 2023 году выяснилось, что даже факультативное изучение латгальского языка просто экономически невыгодно. Сначала в 2022 году возможностью его изучения воспользовались 17 школ и 233 ученика, но министерство образования стало жаловаться, что средств на обучение едва ли хватит. Для обеспечения 1 часа изучения латгальского в 46 школах, по подсчетам ведомства, потребовалось бы 67 тысяч евро. Где взять такие деньги – неясно, кто их выделит – тоже.

А потому проблемы, как с латгальским языком, так и с самой Латгалией, остаются актуальными. При этом, первично в этой ситуации – развитие самой области, чтобы хотя бы сами латгальцы не сбегали из своего дома. Но перспективы стабилизации обстановки в регионе все еще туманны, а потому рассчитывать на восстановление и латгальского как полноценного языка в Латвии пока рано.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Эксперт-европеист рассказал почему в ЕС все чаще говорят о важности сближения с Россией
24 июля 2025
В последнее время ряд европейских политиков сделали публичные заявления о необходимости восстановления отношений с Россией. В то же самое время, заметных подвижек в этом направлении со стороны ЕС в целом не наблюдается. Эксперт-европеист Вадим Трухачев в интервью корреспонденту аналитического портала RuBaltic.Ru рассказал, что стоит за «русофильскими» выступлениями, чего Москве стоит в ближайшее время ожидать от Брюсселя, и почему некоторые страны Европы готовы наступить себе на горло, лишь бы навредить России.
Латвия хочет получать деньги за лечение своих граждан от других стран
24 июля 2025
Сейм Латвии пересматривает закон о финансировании здравоохранения, в который включили три основных блока.
Балтийские элиты провоцируют прямую войну с Россией
25 июля 2025
Власти прибалтийских республик никак не успокоятся и продолжают требовать конфискации российских активов, которые были заморожены на Западе в 2022 году. И это при том, что крупные европейские державы, которые сложно заподозрить в любви к Москве, признали: попытка изъятия замороженных средств РФ станет грубейшим нарушением международного права и приведет к глобальной дестабилизации. Однако «балтийских тигров» такие «мелочи» не интересуют. Все их мысли, видимо, только о том, как нагреть руки на чужих деньгах.
«На европейских задворках»: Захарова оценила положение стран Балтии
25 июля 2025
Латвия, Литва и Эстония по экономическим показателям сейчас находятся на «европейских задворках». Об этом заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Новости партнёров