×
Контекст

«Мясорубка» на мысе Крестовый: советские разведчики против элиты немецких войск — горных егерей

Порт Лиинахамари для немцев имел большое значение. Здесь находилась не только одна из основных военно-морских баз на побережье Баренцева моря, но располагалась и главная база по вывозу никеля в районе поселка Петсамо. Оборона порта и гавани насчитывала четыре береговые батареи орудий калибра 150 и 210 миллиметров, 20 батарей 88-миллиметровых зенитных орудий, приспособленных для стрельбы по наземным и морским целям. Особую роль в обороне порта играл мыс Крестовый. Он закрывал узкий вход в залив Петсамо. И любые корабли сразу становились легкой мишенью для береговых батарей. Поэтому мыс Крестовый называли ключом к порту Лиинахамари и к Петсамо.

Советское командование, разрабатывая операцию, решило подобраться к мысу Крестовый с тыла. Захватить батареи должен был разведывательный отряд Северного оборонительного района, командир — Иван Барченко-Емельянов, и 181-й отряд особого назначения Северного флота. Командовал им лейтенант Виктор Леонов. Всего было 195 разведчиков. Ночью 9 октября 1944 года бойцы высадились на побережье губы Малая Волоковая, это между заливом Петсамо и хребтом Муста-Тунтури. Они должны были через сопки подойти к мысу Крестовому и внезапно ударить по врагу.

Почти трое суток отряд с большой осторожностью пробивался к вражеским позициям. Но немецкие егеря, охранявшие батарею, обнаружили разведчиков и открыли огонь. Это было 12 октября.

Из воспоминаний разведчика 181-го особого разведывательного отряда Северного флота Макара Андреевича Бабикова:

«С разбегу выскакиваем на край обрыва. Внизу, на ровной большой площадке в орудийных двориках, сложенных из камня и забетонированных, видим четыре орудия. Два из них уже повернуты в нашу сторону, возле них суетится прислуга, подтаскивает снаряды, к остальным по ходам сообщения бегут солдаты.

Только я хотел выпустить очередь из автомата, как ближнее орудие полыхнуло выстрелом. За ним грохнуло другое. Снаряды разорвались поблизости.

Шарахнулись вправо. Пушки меж тем стреляют и стреляют. Пламя вспыхивает настолько близко, что казалось, будто оно стегает по глазам. Ползком и перебежками начинаем подбираться к ближайшему орудию зенитной батареи.

С другой стороны к ней по пологому склону спустился взвод Никандрова. Агафонов первый прыгнул в ход сообщения, на повороте бросил вперед гранату, на бегу выпустил несколько очередей из автомата, ворвался в орудийный дворик, где на бетонном фундаменте была установлена пушка. Из другой траншеи выскочили подоспевшие по тревоге трое или четверо артиллеристов. Семен сразил их автоматной очередью, подскочил к орудию. Следом на орудийный дворик вбежали еще несколько моряков. Одна из пушек была захвачена.

Тем временем человек десять из нашего взвода проскочили в непростреливаемый сектор, куда снаряды не попадали, тоже прорвались в ходы сообщения, а по ним, поливая перед собой путь автоматными очередями,— к пушке. Артиллеристы не выдержали, бросились наутек. Орудийный дворик мы забросали гранатами, пушку взяли. Потом устремились к следующей. Вперед летели гранаты, раздавались автоматные очереди. С другой стороны к нам приближался взвод Никандрова.

Рывок, другой — и все орудия захвачены, зенитная батарея в наших руках. Фашисты откатились вниз по склону, сколько их там — мы пока не знаем, но скорее всего — немало. Убитых врагов почти не видно, гарнизон не уничтожен, у него отобрали только пушки. На краю площадки, откуда начинался спуск к заливу, артиллеристы залегли, стали отстреливаться из карабинов и автоматов. Разведчики сбили их, погнали вниз».

Бойцы Леонова отразили несколько ожесточенных контратак, к немцам с противоположного берега постоянно прибывало подкрепление. Но советские разведчики отбили все атаки. Отряд разведчиков потерял 53 человека убитыми и ранеными.

Разведчики блокировали 150-миллиметровую батарею. Немцы не в состоянии были открыть огонь с мыса Крестовый по катерам с десантом, которые прорвались в порт. Операция по захвату порта началась вечером 12 октября. А 15 октября Лиинахамари и город Петсамо полностью освободили от врага.

Лейтенант Виктор Леонов за участие в операции на мысе Крестовый был представлен к награде и получил звание Героя Советского Союза. Такую же награду получили майор Иван Барченко-Емельянов, разведчики Андрей Пшеничных и Семен Агафонов. Командир отряда катеров Герой Советского Союза Александр Шабалин получил за эту операцию вторую звезду Героя, командиры отряда катеров Сергей Коршунович и Сергей Зюзин также удостоены звания Героев Советского Союза.

Не факт. Выпуск №150

Источник: Российская газета; Бабиков М. А. Мыс Крестовый // Их не называли в сводках. М.: 1987.



Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров