В прошедшую пятницу, 29 мая, символично совпали два, казалось бы, никак не связанных друг с другом события. В этот день Россельхознадзор запретил экспорт из Латвии и Эстонии в Россию рыбных консервов, а Вьетнам подписал договор о зоне свободной торговли с Евразийским экономическим союзом.
Нет, это вовсе не к тому, что вьетнамская продукция теперь заполонит прилавки российских магазинов, заменив собой латвийские шпроты – благо, эту «гастрономическую инновацию» мы успешно освоили давно и без проблем используем до сих пор. Речь о другом – об отношении к своим экономическим интересам и соседям.
Что означает 29 мая для Эстонии и особенно, конечно, для Латвии? Под запрет попала важнейшая статья экспорта в Россию, чудом не занесенная прежде в «контрсанкционные списки». То, что от этого будет больно рыбной промышленности Латвии и Эстонии, говорить излишне, тем более что важнее реакция на эту новость со стороны местных правящих. Проведена проверка качества свой продукции? Создана рабочая группа, которая должна уладить «нестыковки» с российскими коллегами? Подняты контакты с российскими ведомствами, чтобы максимально быстро уладить проблему? Было бы что поднимать – нормальные отношения с Россией на политическом уровне давно в регионе преданы анафеме, а потому вся реакция на удар по собственной рыбной промышленности – это лишь шутки-прибаутки:
глупый русский Иван, мол, оставил себя без рижских шпрот. Соответственно, договариваться с ним вроде как и не надо – намучается от собственной глупости и сам придет.
Между тем того же 29 мая доказал свою реальность и состоятельность Евразийский экономический союз. Оказалось, что это не просто слова, и даже не (о, ужас) имперский проект Кремля по «подчинению бывших колоний, рвущихся к свободе». Оказалось, это геоэкономическое пространство, которое вызывает у сопредельных государств интерес и желание найти выгодные формы сотрудничества. Не обязательно членство, модная ныне «ассоциация» или принципиальный «евразийский выбор», который нужно обязательно зафиксирован в Резолюции после шумного Саммита… нет – просто адекватный, взаимовыгодный формат сотрудничества, который для каждого соседа свой.
Вьетнам вот решил, что для него – это зона свободной торговли, а дальше нормальный рабочий процесс – расчеты, переговоры и документ подписан.
Когда же интересуешься у экспертов, близких к правящим кругам стран Балтии о том, как же руководство этих республик смотрит на евразийский проект, то спустя несколько секунд молчания в ответ получаешь какие-то общие фразы про «общеевропейскую внешнюю политику», про проект, «который еще слишком молод и неконкретен» и прочие неуклюжие попытки уйти от неудобного вопроса. Самостоятельная позиция по этой теме для руководства Литвы, Латвии и Эстонии, очевидно, слишком большая роскошь – в головах у местных правящих при упоминании Евразийского союза, видимо, до сих пор возникает Хиллари Клинтон из 2012 года с её «США не допустит ресоветизации Евразии». Ну, правда – если США против, то как еще можно относиться к ЕАЭС? И о каком поиске выгодного формата сотрудничества для Прибалтики может идти речь, если даже запрещенные Россельхознадзором шпроты у таких руководителей – это проблема для России, а не для Латвии? В Прибалтике политическое время и пространство живет по каким-то своим, альтернативным, законам.
И все же пара цифр для подобных скептиков, у которых ЕАЭС – это «российский имперский проект подчинения своих соседей при помощи газовой трубы». В российском экспорте минеральных продуктов только 4% приходится на Евразийскую тройку (Россия, Казахстан, Беларусь), а в экспорте машин и оборудования коллеги по союзу занимают почти 30%. Впрочем, к чему здесь цифры и Вьетнам, если это лишь проект ресоветизации Евразии, который вот-вот силой затащит к себе Прибалтику. Даже от шпрот, наверняка, ради этого и отказались. Пока непонятный, но очень хитрый план.