Генассамблея ООН — пора замечательных встреч, вот и глава МИД Латвии Эдгар Ринкевич вместе с белорусским коллегой Владимиром Макеем не упустили возможности провести переговоры в Нью-Йорке. Как сообщают латвийские СМИ, Ринкевич поприветствовал «освобождение политических заключенных», «конструктивное участие Белоруссии в разрешении украинского кризиса» и в целом позитивную атмосферу для углубления отношений Минска с ЕС. Наметили и перспективу на будущее — до конца года организовать консультации МИД обеих стран по вопросам региональной политики безопасности. Картина красивая: Белоруссия после длительного периода «похолодания» в отношениях с западными странами вновь успешно налаживает диалог со своими европейскими соседями не в ущерб своим другим внешнеполитическим приоритетам. Всё так. Но побудем немного занудами.
Например, почему консультации МИД — именно по вопросам региональной безопасности? Почему, скажем, не по экономическому взаимодействию? И белорусские политики, и эксперты заявляли не раз, что Европа интересна Минску прежде всего в рамках экономического развития — технологии, торговля, инвестиции и прочее. А тут — сфера безопасности. Одна из самых закрытых областей, где качественное взаимодействие развивается обычно лишь между союзниками. Только не надо про Латвию как мост между ЕС и ЕАЭС. Этот мост еще накануне расширения ЕС в 2004 г. обещали, а получились старые доски на гнилых опорах. Такими "мостами" ходить — себе дороже.
Тот же самый министр этого самого «моста» в том же самом Нью-Йорке на следующий день после встречи с Макеем заявил относительно сотрудничества с НАТО, что Латвии требуется больше войск, больше военных учений и более зримое военное присутствие.
В этом требовании — всё, что нужно знать о позиции Латвии, равно как и Литвы с Эстонией, относительно политики региональной безопасности. Можно не ходить ни к бабке, ни на консультации. Можно, конечно, не замечать идеологических расхождений и пытаться сгладить радикализм партнеров. Но делать это через Латвию — это как лечить опухоль в мозге через мизинец.
Или тема «политзаключенных». Это вообще краеугольный камень последнего похолодания диалога Белоруссии и ЕС, ведь, как мы помним, всё европейское естество противоречит таким нормам политической жизни, подрывающим «фундаментальные ценности», на которых строится Евросоюз! Ну да. Именно поэтому, «заигрывая» с Януковичем, Брюссель, Берлин, Прибалтика и все-все-все повозмущались и аккуратно к Вильнюсскому саммиту «Восточного партнерства» забыли про Тимошенко: «Мистер Yanukovich, Вы, главное, вот тут и тут, где галочки стоят, распишитесь». Видимо, что-то пофундаментальнее есть в европейской политике, чем вопросы политзаключенных и соответствующие ценности? Тимошенко в тюрьме — не проблема, а подпись не поставил — так сразу беда случилась.
Все эти претензии к «политзаключенным» в итоге оказываются не более, чем инструментом по навязыванию своих правил игры, проверкой на готовность быть лояльным.
Если ты сегодня готов согласиться с первым, то завтра уговорим согласиться со вторым и третьим. Маленькими шажками. Сначала — приветствие освобождению «политзаключенных», наличие которых Минск никогда не признавал, затем — консультации по региональной безопасности, затем… Что — затем, в общем-то, тоже понятно. Но — уже из другой Нью-Йоркской встречи. «Более глубокая переориентация политики, постоянно поддерживаемая на самом высоком уровне» — именно такое откровенное пожелание высказала директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард на встрече с Александром Лукашенко, который рассчитывает получить в МВФ $3 млрд кредита. Хороши проценты за заем. Переориентация политики бесценна — для всего остального подойдет MasterCard.
На таком информационном фоне политическая пастораль «налаживания равноправного диалога с западными партнерами» определенно меркнет. И ведь не обязательно быть занудой, чтобы это заметить?
Сергей Рекеда