Время прежнего отношения к Дню Победы ушло. Как ни крути, у нас больше нет возможности воспринимать 9 мая лишь как ключевое событие истории нашей страны и мира в XX в., как одновременно праздничный и скорбный день в семье каждого из нас. Сегодняшнее время наполняет эту дату новыми смыслами и задачами.
Если в 1945 г. предыдущие поколения выполнили свой долг и завоевали Победу, то наш долг эту Победу защитить.
Это не какая-то формальность — войну реанимируют. Реанимируют прежде всего в головах людей. Подавляющее большинство из нас, живущих сейчас, этой войны видеть не могли — наступил тот долгожданный для многих момент, когда историю события можно переписать «как надо» и никто не выйдет и не скажет: «Я там был и всё было не так». И вчерашние герои вдруг превращаются в предателей или в «советский пропагандистский миф», факты внезапно «забываются», человеческая память о предках оказывается лишь «чиновничьим заказом», «казенщиной». Такого давления на память о Великой Отечественной войне, как сейчас, мы еще не переживали, и с каждым 9 мая это давление только растет.
Прошлый год — триумф акции «Бессмертный полк». Некогда частная инициатива превратилась в поистине международное общественное движение с тонкой, красивой и своевременной идеей. И сразу же интернет заполонили «их» фырканья. Сегодня уже можно заметить следующие шаги — оказывается, и ветераны уже не герои, а только «элемент пропаганды». Оказывается, настоящие ветераны, настоящие герои молчат и про войну не вспоминают, и ничего не празднуют. В этом нас уверяют эти «носители правды» и «разоблачители пропаганды», непременно подчеркивая при этом, конечно же, приверженность к «цивилизованному» и «демократическому миру». Они не принимают формулы «праздник со слезами на глазах» и хотят, чтобы этот день был днем исключительно скорби и слез.
Только надо уже честно признать и сказать, что для них эта скорбь — не по погибшим на войне людям, а по проигравшей стороне, надорвавшейся в борьбе с Россией.
Но нет худа без добра. И Прибалтика, вечная «жертва оккупации», здесь лучший пример. Чем больше смешивали с грязью здесь память о Победе, чем больше плевали здесь на памятники освободителям местные столоначальники различного калибра, тем крепче и символичнее здесь становилось празднование 9 мая. Праздник стал искреннее и ближе к людям — уж здесь-то точно не обвинить пришедших, скажем, к памятнику в рижском Задвинье в «казенщине», а люди идут, и меньше их не становится. А теперь к этому добавился еще и «Бессмертный полк» — сколько головной боли последователям коллаборационистов, засевшим в чиновничьих креслах! Люди по собственной инициативе выходят на улицу, держа в руке портрет героя-родственника — тут ведь надо еще придумать, за что «запретить и не пущать».
Но самое главное — все эти запреты опять же приведут лишь к обратному. Потому что эти охранители сами не дают быть 9 мая просто Днем Победы. Каждый год своими действиями они напоминают каждому, кому этот день небезразличен, зачем и почему 9 мая так важно и актуально именно сейчас, почему Победу надо защищать.
В итоге запрещают министры и депутаты праздник, но забывают, что отмечают его люди, для которых герои — не коллаборационисты и предатели, а защитники Отечества, которые не привыкли отступать. Вот и не отступают.