Давно эстонская политическая жизнь не вызывала у наблюдателей такой спектр эмоций — от смеха до разочарования. В эти выходные закончились длившиеся уже месяц выборы президента Эстонии… которым остался Тоомас Хендрик Ильвес. Избавиться от человека в бабочке Эстонии не удалось ни с помощью Рийгикогу, ни с помощью выборщиков. Выборы закончены? Да здравствуют новые выборы! Теперь парламент снова должен определяться с кандидатами в президенты, голосовать за них, затем, возможно, собирать выборщиков — всё по кругу. Может быть, и провал голосования выборщиков тоже по кругу.
Политический кризис? Конечно, нет. Президент Эстонии по своим функциям — нечто сродни чайной куклы — фигура исключительно для торжеств и застолий. Правящие, конечно же, объяснили заминку издержками демократии — мол, свободные выборы, результаты не предсказуемы. На самом деле всё как раз наоборот.
Сбой за сбоем выдала система имитации общественного мнения и свободных выборов.
В Эстонии, равно как и в Латвии с Литвой, выстроен целый механизм, чтобы заглушить реальное влияние общества на политические процессы. Оттеснение от управления государством нацменьшинств, не вписавшихся в этнический проект эстонцев — это лишь часть системы. Выбрать президента всеобщим голосованием невозможно в принципе — это удел кулуарных сговоров и договоренностей лоббистов. Либо споров, как сейчас.
Более того, по точному замечанию члена Центристской партии Оудекки Лооне, нынешняя процедура избрания президента была создана ранее, чтобы помешать Арнольду Рюйтелю стать президентом. Теперь же она просто мешает принимать решения. Забавно, но не доволен этим процедурным параличом даже посол США Джеймс Мелвилл: «У вас так много кандидатов и такой маленький электорат, который решает этот вопрос! Народные пристрастия никак не смогли повлиять на принятие решения. У вас слишком много партий, и чтобы быть избранным при такой системе, необходимо проделать очень серьезную работу».
А как «народные пристрастия» могли повлиять на принятие решения, если все как раз и выстроено так, чтобы они не влияли? На общественном уровне как раз всё проще — опросы показывают серьезный отрыв от конкурентов у Марины Кальюранд, которую выборщики на этих выходных «слили» еще в первом туре. Такое вот репрезентативное у выборщиков мнение. Впрочем, выбрали бы уже хоть кого-то, чтобы не смущать друг друга и заграничных наблюдателей.
Давно ведь не жили при нормальном президенте — не стоит и привыкать.
Даже сравнительно популярная Кальюранд — тоже не какой-то выдающийся политик. По сути, она недалеко ушла от Ильвеса. Согласно опросу Postimees, Тоомасу Хендрику поставили «кол» за годы его президентства 89% респондентов, а хуже такого результата скатиться сложно. Так что тут любой другой преемник Ильвеса, скорее всего, будет лучше. Осталось только определиться, кто именно. А то вдруг торжества какие или застолье в честь высокого гостя, а Эстония без нового президента.
Сергей Рекеда