×
Колонка редактора Колонка редактора

Афганский урок

Источник изображения: http://www.fonstola.ru/

В начале октября мне довелось побывать на Памире. Регион, казалось бы, бесконечно далекий от Восточной Европы. По ее меркам даже экзотический. Тем не менее 13 часов по горному серпантину от Душанбе позволили увидеть ряд важных параллелей, обрисовывающих будущее и европейского геоэкономического ландшафта.

Половина дороги от столицы Таджикистана до областного центра Горного Бадахшана — города Хорог — проходит прямо по берегу пограничной горной реки Пяндж. По другую сторону ущелья — уже Афганистан. Перед глазами будто открывается знакомая с детства игра «Найди 10 отличий». Правда, в этом случае игра довольно легкая: отличия между двумя берегами разительны. Да, на афганской стороне видно постепенное восстановление, можно увидеть ухоженные дворики домов со стеклами в окнах. Но на этом, пожалуй, всё. 

В отличие от таджикской стороны, там не везде даже есть дорога. Собственными глазами можно было наблюдать, как на той стороне афганцы прорубали и расширяли дорогу в скалах подручными средствами: современная техника если где-то и есть, то точно не здесь, на окраине страны. Но самое важное, конечно, — движение по участкам этой дороги, которого почти нет. А там, где есть, это в основном мотоциклы, мопеды и мулы.

Афганский берег реки Пяндж

Афганский берег реки Пяндж 

Для сравнения: пока мы передвигались по дороге на своей стороне, нам постоянно приходилось вжиматься в скалы, чтобы пропустить караваны из фур с китайскими и таджикскими номерами. Порой перегруженные донельзя, они тем не менее тянули нити евразийского транзита через памирские хребты Таджикистана.

А когда несколько месяцев назад стихия просто снесла часть дороги, восстановить сообщение удалось за 11 дней. К слову, приехавшие после происшествия инженеры определили срок работ в 2 месяца. Можно ли было исправить ситуацию, работая киркой, как на другом берегу реки, вообще непонятно, а ведь это основной путь, соединяющий Горный Бадахшан с остальной частью страны.

Город Хорог, столица Горно-бадахшанской автономной области Таджикистана

Город Хорог, столица Горно-бадахшанской автономной области Таджикистана

По сути, по разные берега Пянджа живет один народ, но с одной стороны (пусть и не без понятных проблем) пульсирует жизнь, есть возможности для развития, есть, наконец, весьма серьезные инвестиции из Ирана, Китая и других стран, а с другой — затянувшаяся неопределенность, тормозящая прогресс внутри страны и отпугивающая возможности извне.

К горному разлому между этими людьми добавился разлом социально-экономический: уровни и условия жизни там и здесь несопоставимы.

И последняя афганская война лишь одно из звеньев цепи. Корни ситуации глубже. Как рассказывают местные, в Горный Бадахшан приезжал британский посол и, стоя на берегу реки Пяндж, получил вопрос, который в общем-то всё объясняет: «Та часть Памира более ста лет назад осталась под вашим протекторатом, Вы видите ситуацию там и здесь — Вы понимаете, что это результат Вашей политики?..»

Строящийся Университет Центральной Азии, г. Хорог, Таджикистан

Строящийся Университет Центральной Азии, г. Хорог, Таджикистан

За 2016 г. транзит через порты Прибалтики сократился еще почти на 3 процента. Россия переводит грузопотоки в собственные порты, под вопросом перевалка белорусских грузов через литовскую Клайпеду. Депопуляция Прибалтики достигла масштабов национальной угрозы. Экономика утратила, по сути, конкурентоспособность в стратегическом плане, хоть страны и сохраняют внешний лоск европейской респектабельности.

В то же время по соседству возводится российско-белорусская атомная электростанция, совместно с КНР создается индустриальный парк «Великий камень» под Минском, модернизируется инфраструктура портов Калининграда и Санкт-Петербурга и т. д.

По разные стороны границы Прибалтийских стран формируется принципиально различная социальная и экономическая ситуация.

Может быть, сейчас внешне это не сразу бросается в глаза, но тенденции оформились, а время течет куда быстрее, чем в XX в. и тем более в XIX в. Так что, возможно, послам США в Литве, Латвии и Эстонии не придется ждать 100 лет, чтобы услышать, глядя на опустевшие прибалтийские города: «Вы понимаете, что это результаты вашей политики?»