Продажи новых автомобилей в Беларуси в январе–августе выросли на 16,9%. Об этом сообщили в Белорусской автомобильной ассоциации (БАА).
Дилерские продажи новых легковых автомобилей в августе текущего года составили 4226 машин, что меньше показателя предыдущего месяца на 2,7% и августа 2024 года — на 8%. Вместе с тем с начала года рынок дилерских продаж демонстрирует положительную динамику — плюс 16,9% к январю–августу 2024 года.
«Такая разнонаправленная динамика в зависимости от периодов сравнения свидетельствует об изменении тренда в развитии рынка дилерских продаж этим летом. С высокой долей вероятности на финише года мы увидим отрицательную динамику при сравнении помесячных продаж и замедление роста рынка с начала года. При этом годовые продажи дилеров БАА могут оказаться на уровне показателей предыдущего года», — отметили в ассоциации.
По мнению представителей БАА, продажи августа наглядно демонстрируют влияние новых ставок утилизационного сбора на ввозимые легковые автомобили, вступивших в силу 10 февраля 2025 года. Если доля машин отечественного производства в августе выросла на 5,5% к августу 2024 года и составила 54,4% общего рынка дилерских продаж, то продажи ввозимых, в том числе производимых в Российской Федерации автомобилей китайских марок снизились в пять раз и составили лишь около 1% рынка.
Продажи импортируемых из-за пределов Евразийского экономического союза легковых автомобилей, в основном китайских марок, за год увеличили свою долю с 15,6% до 23%. Ввозимые из Российской Федерации национальные марки потеряли за год 8%, снизив свою долю до 21% дилерских продаж.
«Различие условий импорта автомобилей, в том числе ставок утилизационного сбора, в зависимости от типа силового агрегата приводит к опережающему росту ввоза и продаж “зелёных” автомобилей, доля которых выросла с 8,1% в августе 2024 года до 21,5% в соответствующем периоде текущего года. При этом в продажах дилеров снижается доля машин, оснащённых гибридной установкой, а также двигателями внутреннего сгорания», — отметили в БАА.
Рынок дилерских продаж гибридных автомобилей, по оценкам экспертов УП «БАА-Консалт», в настоящий момент теряет свои позиции, уступая место рынку неорганизованного ввоза физическими лицами.
«Предложение на рынке дилерских продаж по-прежнему превышает потребительский спрос, что во многом обеспечивает стабильный уровень цен. По данным Национального статистического комитета, потребительские цены на легковые автомобили в целом за период январь–июль 2025 года приросли всего на 1,35%», — заключили в БАА.




