×
Новости

Эксперт: «побег» беженцев из Латвии характеризует общее положение дел в стране

Источник изображения: kasjauns.lv

Программу приёма беженцев в Латвии нельзя назвать успешной. Об ошибках, совершенных латвийскими властями в отношении соискателей убежища, порталу RuBaltic.Ru рассказал доктор политических наук, доцент Балтийской международной академии Андрей БЕРДНИКОВ.

RB. — В СМИ не утихают разговоры о том, что Латвия провалила программу по приему беженцев. Какие, на Ваш взгляд, основные ошибки со стороны правительства были допущены в ходе реализации данной программы?

А.Б. — Система приема беженцев действительно не была отлажена на должном уровне. Вообще наше правительство в принципе не способно решать какие-либо чрезвычайные ситуации. И ситуация с беженцами наглядно иллюстрирует это. Ведь нам нужно было принять совсем небольшое количество человек.

На мой взгляд, основная ошибка заключалась в том, что беженцев нужно было адаптировать чисто по-человечески, то есть помочь решить какие-то мелкие бытовые проблемы, а не начинать преподавать им латышскую интерпретацию истории Латвии. 

В целом наша страна довольно бедная и достаточно некомфортная для пребывания. Беженцам нужно было помочь сориентироваться в такой, я бы сказал, не совсем дружелюбной среде. Однако об этом никто не подумал. Все разговоры в ходе круглых столов сводились к изучению латышского языка.  

RB. — Ещё совсем недавно в латвийском обществе была слышна нота критики в сторону власти по причине того, что правящие политики уделяют внимание беженцам больше чем рядовым гражданам. А Ваш коллега латвийский политолог Ивар Иябс считает, что «правительству только на руку потеря беженцев». Какой точки зрения придерживаетесь Вы?

А.Б. — У нас в коалиции сейчас три партии и каждая предоставляет свое видение проблемы с беженцами. Например, Национальное объединение радуется потере беженцев, поскольку они изначально выступали за то, чтобы тех вовсе не принимать, а уделять внимание своим – латышам. Они же и добились того, чтобы сократить и так мизерное пособие.

Другое мнение было у партии Единство, которая по своей сути является ультрапроевропейской. Они как раз старались выслужиться перед Еврокомиссией, поэтому для них потеря беженцев это, прежде всего, репутационный удар.

А вот у правящей партии Союз зелёных и крестьян вовсе, на мой взгляд, не было четкой позиции по беженцам, поскольку там есть как проевропейские политики, так и евроскептики. Так что одни могут говорить о «побеге» беженцев в позитивном ключе, другие – в негативном.

RB. — В таком случае, может именно из-за внутренних разногласий возникли проблемы в ходе реализации программы по приему беженцев? Или все-таки их «побег» характеризует общее положение дел в Латвии, в частности в экономическом и социокультурном плане?

А.Б. — С одной стороны, у власти сейчас находятся партии с совершенно разной идеологической ориентацией. По сути, они связаны только тем, что представляют латвийский электорат. 

А объединиться они готовы лишь ради того, чтобы не пустить к власти тот же самый Центр Согласия. Так что у нас много чего вот таким странным образом решается. И это касается не только беженцев, но и многих других вопросов, которые рассматриваются на правительственном уровне.

С другой стороны, я думаю, что помимо ошибок, допущенных в ходе реализации программы, дело также в самих беженцах, которые не увидели перспектив в Латвии. Возможно, они посчитали, что есть шанс перебраться туда, где люди будут более внимательны к их нуждам. И это абсолютно нормальное желание. Допустим, те же эстонцы гораздо лучше продумали технологии по адаптации беженцев, не говоря уже о Старой Европе.

Хотя и Европа уже, как мы можем наблюдать, не ассоциируется с каким-то «островком стабильности». Не удивительно, что в маленькой Латвии, где и так существует масса проблем различного характера (демография падает, экономический кризис и т.д.), эта нестабильность ощущается наиболее остро. И, конечно, беженцы наряду с местными не могли не прочувствовать это.

RB. — Как Вы считаете, последует реакция ЕС на то, что Латвия не справляется с обязательствами по программе? Ведь на каждого беженца, по словам госсекретаря МВД Илзе Петерсоне-Годмане, выделялось 6000 евро.

А.Б. — Я думаю, что реакция обязательно последует. Но бояться нужно Единству и СЗК. Национальное объединение четко обозначило евроскептические тенденции. До проблемы с беженцами они были, так сказать, русофобской партией, но евроскептизм особо не демонстрировали. Сейчас они видят, что обострение ситуации с беженцами в той же Германии – отличный политический капитал. Поэтому вряд ли их сильно беспокоит реакция Европейского союза. 

Они готовы серьезно играть на страхе общества перед терроризмом, который помогает поднять рейтинг лучше, чем страх латышей перед русскими. Так что для Национального объединения потеря беженцев – это потрясающая возможность конкурировать с другими партиями.

Напомним, что из 23 человек, подтвердивших свой статус, в стране осталось только двое. Основными аргументами в пользу решения покинуть страну для беженцев стали трудности при поиске жилья, получении медпомощи, а также проблемы с трудоустройством.

Стоит отметить, что после присвоения статуса, человека, не выучившего язык, не примут на работу в Латвии. Безработному беженцу назначается пособие в размере до 139 евро в месяц, которое должно покрыть все расходы - от аренды жилья (единовременная плата за два месяца) до продуктов питания и услуг связи. На эту сумму может рассчитывать один член семьи, в то время как остальные получат по 97 евро. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров