Латвия за последние годы вложила миллионы евро в формирование имиджа страны, однако результаты этих усилий остаются туманными. Только за последние пять лет на различные мероприятия ушло почти 6 миллионов евро. Об этом сообщает передача Латвийского телевидения De facto.
Однако, как отмечается, чёткой оценки, насколько эффективными были эти вложения, так и не проведено.
Ярким примером стала летняя история с приездом в Ригу популярного стримера iShowSpeed. Визит продолжался всего несколько часов, но обошёлся бюджету в 30 тысяч евро. Аргументом было то, что всемирно известный блогер поможет привлечь внимание молодежи. Министр экономики Виктор Валайнис встречал гостя в аэропорту, объяснив, что это было согласованное мероприятие трёх стран Балтии.
Однако визиты звезд и рекламные акции — лишь часть широкой программы. Ещё в 2019 году Латвийское агентство инвестиций и развития (LIAA) создало специальный отдел имиджа и начало работать по так называемому «подходу, основанному на миссиях».
Первая инициатива получила название «Море 2030», целью которой было сократить загрязнение Балтийского моря с помощью инноваций.
«[Балтийское] море является одним из самых загрязненных морей в мире… Результатом станет то, что у нас будет чистое море», — заявлял тогдашний директор агентства Каспар Рожкалнс.
Но амбициозный проект так и остался на бумаге. Специалисты отмечают, что кампания не вызвала большого резонанса, поскольку ей не хватало связи с реальными действиями и инвестициями. По словам Зигурда Закиса, одного из экспертов по коммуникациям, миссия «однозначно не создала большого резонанса».
Позднее были представлены и другие идеи — «Рига — цифровой город» и «Идентичность». Однако за пределами презентации о них больше почти не вспоминали. Само агентство в последние годы переживало реорганизацию, а теперь, по словам министра Валайниса, работу над образом страны собираются пересмотреть.
«Любая деятельность по формированию имиджа государства не может быть самоцелью. К сожалению, мы видели, что это было как самоцель», — признал он.
Тем временем деньги продолжали выделяться. Например, в 2021 году департамент коммуникаций LIAA заявлял, что кампания стоимостью 4 миллиона евро должна принести стране 128 миллионов инвестиций и создать 4500 новых рабочих мест. В 2023 году звучали ещё более смелые планы: привлечь около 2,5 миллиарда евро в течение трёх лет. Однако публичных данных о том, насколько эти цели достигнуты, так и нет.
Проводились и дорогостоящие исследования узнаваемости Латвии. Так, в одном из проектов за 130 тысяч евро пытались выяснить, как часто страну упоминают в десяти государствах.
«Тогда это исследование показало нам, сколько о нас знают. Ничего нового не было выявлено», — признала нынешний директор LIAA Иева Ягере.
Теперь агентство обещает провести новый анализ, который сравнит затраты на формирование имиджа с тем, какие инвестиции реально удалось привлечь.
Ранее президент Латвийской ассоциации ресторанов и генеральный директор Opera Hotel Янис Ензис заявил, что туристический и ресторанный сектор Латвии несет серьезные убытки из-за отсутствия российских туристов.




