×
Persona Grata Persona Grata

«Примирение с историей»: бревно в глазу

Источник изображения: casinoxa.club

Провозглашенный в самых разных республиках бывшего СССР курс на примирение с прошлым — задача благородная. Дескать, случались разногласия, наблюдались противоречия, происходили братоубийственные конфликты. Но все эти мелочи остались в архивах. Надо бы перебросить мост через каждую историческую пропасть, протянуть руку каждому сколь-нибудь заметному деятелю, поминать всех без исключений.

Однако бывает такое прошлое, примириться с которым невозможно.

Фрагмент из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию»:

Шурик: Вы видели? Вы видели? Ура, получилось!
Иван Васильевич Бунша: Полквартиры исчезло!

Дальше всех в примирении с прошлым продвинулась, конечно же, Украина.

Там примирились уже не только с боевиками ОУН, но заодно с Петлюрой, Скоропадским, Сагайдачным, Шептицким, Мазепой. Ведь все они были украинцами, желали Украине процветания. Просто подходы к достижению этой цели, например, у большевика Щорса и у националиста Петлюры, у партизана Ковпака и у коллаборациониста Бандеры были несколько разными. Но это ведь частности, не так ли? Отсюда — высказанная и частично реализованная еще при Ющенко идея проведения совместных советско-бандеровских ветеранских парадов.

Все в прошлом. Нечего делить. Пусть пожмут друг другу руки вчерашний боец НКВД и вчерашний боец дивизии СС «Галичина».

Правда, теперь — в связи с войной на Донбассе и официально объявленной декоммунизацией — баланс снова слегка нарушен. Но это никак не дискредитирует саму концепцию.

Цитата из публикации на сайте mir24.tv:

«В центре Еревана открыли памятник герою национально-освободительного движения Гарегину Нжде. В январе в Армении отмечали 130-летний юбилей государственного деятеля. Шестиметровый монумент государственному деятелю начала 20 века установили в сквере у станции метро "Площадь Республики"».

Никто не оспаривает искренность и убежденность Гарегина Нжде, равно как и его множественных достижений на царской службе. Будучи яростным националистом, этот человек мечтал принести пользу Армении, защитить армянскую землю от посягательств, а народ — от уничтожения.

Гарегин Нжде

Просто с началом Великой Отечественной Войны Нжде перешел от национализма и антибольшевизма к прямому сотрудничеству с фашистами.

Разумеется, ради великой цели.

Да, он никого не расстреливал. Но так ли обязательно расстреливать?

Цитата из книги К. Волкера «Армения — выживание нации»:

«Поначалу в 812-м армянском батальоне Вермахта состояло 8 тысяч человек. Позже — 20 тысяч. Батальон действовал в Крыму и на Северном Кавказе. 15 декабря 1942 года по распоряжению Альфреда Розенберга, министра оккупированных территорий, был создан Армянский национальный совет. Президентом совета стал профессор Ардашер Абегян. Вице-президентом Аврам Гульханданян. В него также вошли Гарегин Нжде и Ваван Папазян. Вплоть до конца 1944 года они издают специальный журнал и выпускают программы на Радио Берлин. В чем состояла идея — освободить Армению от большевиков».

От большевиков Армению освободили в 91-м. Так что, в известном смысле, мечта Гарегина Нжде, приговоренного советским судом к 25 годам лишения свободы и умершего в заключении, исполнилась.

Иван Баграмян

Правда, при этом разрушилась мечта дважды героя Советского Союза маршала Ивана Баграмяна.

Баграмян был красным, большевиком. Он изо всех сил боролся против армянских националистов вроде Нжде. Но сегодня-то — эпоха примирения. Так почему бы не примирить Баграмяна и Нжде? Хотя бы заочно. Хотя бы по факту одинаковой национальной принадлежности?

Аналогичным образом можно примирить солдат из Туркестанского и Кавказского легиона СС, топивших в крови Польшу и Белоруссию, с сорока героями Советского Союза из Азербайджана или пятьюстами — из Казахстана. Ведь националисту Мамеду Расулзаде нечего делить с командиром 323 полка коммунистом Джалилем Наджабовым, освобождавшим Ялту. Оба — азербайджанцы. Теперь у обоих есть мемориальные таблички и памятники. Точно так же — спасибо мудрым потомкам — примирились с историей башкир Заки Валиди, казах Мустафа Шокай, узбеки Баймырза Хаит или Рузи Назар.

И в России полным ходом идет аналогичное братание. Ведь неважно, за какие идеалы погибали? Важно, что погибали-то русские. А русским — в силу одинакового хромосомного набора или одинаковой веры — делить нечего.

Точно так же, как армянам, грузинам, азербайджанцам, молдаванам, украинцам, татарам или казахам. Кровь и почва важнее идеи. Даже если эта идея — непопулярная сегодня "справедливость". Поэтому давайте переименовывать улицы и увековечивать нос к носу — Чапаева и Врангеля, Шкуро и Гастелло, кавалера ордена святого Георгия фашистского казачьего генерала Краснова и красного казака, героя Советского Союза Константина Недорубова.

А что? Оба же казаки. Оба любили Дон.

Фрагмент из к/ф «Освобождение», [33:50]

Власов (у карты): «В ближайшее время будут организованы новые государства из завоеванных Германией земель — Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Белоруссии, Украины. На наших мундирах вы видите знак РОА. Это значит русская освободительная армия. Вы тоже можете присоединиться к этой армии, если хотите, чтобы ваши жены и дети, матери и отцы встретили вас как своих освободителей».

Самым прозорливым в этой ситуации оказывается эсэсовский вожак Генрих Гиммлер. В 44-м году националисты всех расцветок и форм были объединены им в Комитет Освобождения Народов России. Идеологическая платформа этого содружества — страстная любовь к своему и только своему народу, помноженная на ненависть к социализму и СССР. Именно поэтому в холодную войну, на базе гиммлеровского комитета, при посредничестве ЦРУ заработает Амкомлиб — американский комитет за освобождение народов Советского Союза. Русские и украинские, армянские и азербайджанские националисты могли ненавидеть друг друга, но в просторных студиях главного пропагандистского органа Амкомлиба — радиостанции «Свобода» — они работали на одну общую задачу. А августе 91-го года они — а вместе с ними и Гиммлер — видимо, достигли своей цели.

Теперь каждый — сам себе хозяин. Ну или по крайней мере, каждый волен так думать.

М.Есаян, депутат армянского парламента:

Маргарита Есаян

«Хочу напомнить, что Республика Армения — свободное, независимое и суверенное государство. Только нам и армянскому народу решать, какой памятник где, когда и зачем устанавливать. Любой комментарий от крупного, мелкого, среднего, тонкого или толстого российского чиновника считаю неприемлемым и отвергаю подобные заявления. Пускай смотрят на себя, на свои памятники, на свою историю. Только мы являемся хозяевами своей истории».

И ведь нечего, нечего возразить Маргарите Есаян!

Потому что, извлекая соринки из чужих глаз, нам не следовало бы забывать о собственных бревнах, число которых с каждым днем растет. Вне зависимости от географии, за фиговым листом исторического примирения скрывается очень простая задача — опираясь на досоветское прошлое, сохранить постсоветский неолиберальный экономический уклад, результаты проведенной на костях СССР приватизации.

Если для этого нужен Бандера — сгодится Бандера. А если Власов — сгодится и Власов. Да хоть Малюта Скуратов. Какая разница?

Национализм — это защитная реакция элиты на порождаемую ей же самой несправедливость. Мы с тобой — одной крови, словно говорит плебею патриций. Терпи! Терпи!

Но развешивая мемориальные доски, вызывая из прошлого каменных гостей, все-таки стоит соблюдать осторожность. Как не раз бывало в нашей истории, шаги командора могут кого-нибудь ненароком разбудить.

Из к/ф «Маленькие трагедии», [40:40]

 — Дай руку мне.
 — О, тяжело пожатье его каменной десницы. Оставь меня... Пусти, пусти мне руку!

Новости партнёров