Экономика Экономика

Эксперт: в случае системной аварии Литве придется закупать электроэнергию у Беларуси

Летом и осенью в странах Балтии наблюдался стабильный рост цен на электроэнергию. Эта печальная тенденция не обошла стороной Литву, где 26 октября госкомиссия по контролю за ценами и энергетикой приняла решение об очередном повышении тарифов для бытовых потребителей. О том, почему в республике продолжит дорожать электричество, аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал один из ведущих литовских экспертов в области энергетики, почетный член литовского комитета Мирового совета по энергетике Альгирдас СТУМБРАС.

— Г-н Стумбрас, эксперты в качестве причин роста цен указывают ремонт смычки NordBalt, которая поставляет в республику дешевую электроэнергию из стран Скандинавии, и засушливое лето, приведшее к понижению выработки электроэнергии гидроэлектростанциями. Какие причины подорожания выделили бы Вы?

— Перечисленные Вами причины верны и понятны, но меня волнует будущее. Существует угроза прекращения транзита из Беларуси, когда начнет работать Островецкая АЭС (БелАЭС).

Строительство Белорусской АЭС / Фото: facebook.com

Чем меньше продавцов, тем дороже электроэнергия. Литовская стратегия заключается в необходимости как можно больше покупать электроэнергию и как можно меньше ее вырабатывать.

При этом обязательно нужно иметь надежные внешние связи, даже с резервом.

Если Литва отключается от поставок из Беларуси, то остаются только Польша, Латвия и Швеция. Польша, как правило, только берет и очень редко поставляет электроэнергию в Литву.

Что там со шведской линией? Например, в прошлую пятницу шведская сторона сбросила электроэнергию до нуля. Напряжение было поднято только спустя несколько часов. Такие скачки пагубно сказываются на всех коммуникациях.

Как бы то ни было, с уверенностью можно сказать, что уменьшение числа игроков на рынке приведет к подорожанию электроэнергии.

— Лето закончилось, как и ремонт муфт на смычке NordBalt. Есть ли у жителей Литвы повод для оптимизма?

— Для того чтобы питаться от внешних источников, необходим хороший резерв в линиях. Отключение одной из линий приводит к перегрузкам на других.

NordBalt / Фото: Bendrovės archyvas

Латвийский транзит иногда работает на пределе. Например, при отключении шведской линии нагрузка достигла 812 Мвт/час. Пропускная способность — 834 Мвт/час. То есть предел почти достигнут.

Хорошо, что при этом из Беларуси шло 300 Мвт/час. Если бы белорусский транзит пошел через Латвию, то возникли бы перегрузка и аварийное отключение на линии.

Все страны озабочены тем, чтобы обеспечить себя питанием, безопасностью и энергией. Литва в то же время считает, что электроэнергию нужно покупать. Такая точка зрения может привести к системным авариям.

При этом возникает зависимость от цен за границей. Например, Швеция грозится поднять цену на электроэнергию. Было сухое лето, и из-за отсутствия осадков на гидроэлектростанциях не скопилось достаточного объема воды.

Так что поводов для оптимизма не наблюдается — следует ожидать повышения цен.

— К 2025 году страны Прибалтики планируют выйти из общей энергетической системы БРЭЛЛ. Как будет выглядеть рынок электроэнергетики Прибалтики после этого?

— В Латвии и Эстонии ничего не изменится. Они и в дальнейшем будут поддерживать связь как с Беларусью, так и с Россией.

Литва же считает, что не сможет покупать электроэнергию у Беларуси. Будет меньше игроков на рынке, и цены повысятся.

— Как вы можете оценить потенциал строящейся системы электропередач между Польшей и Литвой LitPol Link? Имеет ли этот проект преимущества перед БРЭЛЛ?

— Принята очень ненадежная схема: одна линия и один кабель постоянного тока.

Еще совсем недавно мы были свидетелями прекращения поставок электричества в Крым, хотя на полуостров шло четыре линии. Какие-то хулиганы устроили взрывы на всех четырех линиях и оставили Крым без электроэнергии.

Подорванная опора ЛЭП на границе Украины и Крыма / Фото: newizv.ru

Кто может застраховать систему от террористического акта или попадания молнии? Никто. А предлагаемая схема электропередач между Польшей и Литвой сама по себе очень ненадежна.

К этому нужно быть готовыми. Необходимо повышать собственные мощности, чтобы при отключении линии с Польшей Литва могла сама покрывать свои потребности. Но в Литве об этом не думают.

— Но ведь раньше у Литвы были собственные (причем достаточно большие) мощности по производству электроэнергии.

— Да, когда я активно действовал в данной отрасли, наше поколение добилось того, что половина вырабатываемой электроэнергии шла на экспорт. В Беларусь шел миллион киловатт. Именно поэтому Островецкая станция строится на этих линиях.

— А возможно ли приостановление программы по закрытию Игналинской АЭС?

— Нет, обратной дороги нет. Все уже разобрано. Раньше нужно было думать об этом.

После аварии на Чернобыльской АЭС собрались руководители «большой семерки». Были сделаны выводы о ненадежности таких реакторов и принято решение о том, что работать с ними нельзя.

Но второй блок Игналинской АЭС обладал модернизированными реакторами и учитывал чернобыльский опыт. Именно поэтому его пуск отложили на год.

Однако никто не хочет браться за это дело. Все сваливают на то, что когда-то было принято решение о ненадежности РБМК-реакторов (реактор большой мощности канальный). А выйти с ходатайством на Олимп G-7 никто не желает. Там сегодня много других актуальных проблем.

Игналинская АЭС / Фото: Эгерт Каменик

Время было упущено, Игналинскую АЭС не вернуть.

— В соседней с Литвой Беларуси полным ходом идет строительство БелАЭС. Возможен ли в перспективе вариант закупок Литвой электроэнергии, выработанной на БелАЭС?

— Не G-7 должна устанавливать надежность или ненадежность АЭС. Для этого есть Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и другие организации. Есть специалисты, которые решают, можно или нельзя эксплуатировать ту или иную станцию. Если станция надежна, то нужно покупать электроэнергию.

Литва может воспользоваться тем, что у нее имеется гидроэлектростанция. При хорошей торговле и взаимопонимании можно добиться выгодных тарифов на ночное время. Вот только сейчас никто этим не занимается.

Но пройдет определенное время, случится системная авария, часть Литвы останется без света. И тогда в самом деле придется обратиться к Беларуси и восстановить питание.


Читайте также
29 октября 2018
Интервью с ведущим экспертом Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станиславом Митраховичем.
27 октября 2018
Не нужно быть экспертом, чтобы увидеть явную политическую подоплеку в решении Ангелы Меркель поддержать строительство регазификационного терминала в Германии.
26 октября 2018
Литовская госкомиссия по контролю цен и энергетики приняла решение о повышении тарифов на электроэнергию для бытовых потребителей сразу на 15%.