Экономика Экономика

Премьер Украины пообещал перезагрузку несуществующих реформ

Чем больше нарастает вал противоречий внутри Украины, тем больше времени руководство государства проводит за рубежом. На этот раз Брюссель, где проходила посвященная проблематике украинских «реформ» конференция, посетил премьер-министр Гройсман. Результативность визита традиционно оказалась невысокой.

С момента назначения на премьерский пост Владимира Гройсмана скептики подозревали, что он будет воспроизводить модель управления винницким базаром, директором которого стал в 16 лет, в масштабах всей Украины. В отношении внутриэкономической политики, проводимой кабинетом Гройсмана, скептики оказались абсолютно правы. Наглядный пример — так называемое поднятие минимальной зарплаты до 3,2 тыс. гривен (120 долларов, при Януковиче — 400 долларов). 

В условиях отсутствия малейшего экономического роста это привело к увольнениям в бюджетном секторе и увеличению налогового бремени на частных предпринимателей, не менее 150 тысяч из которых вынуждены были подать заявления на закрытие ЧП.

Подход в стиле рэкетиров на рынках в 1990‑х: еще ничего не заработал, но за «место» и «крышу» уже должен заплатить.

Несколько по-другому выглядит политика внешнеэкономическая. 9–10 февраля в Брюсселе состоялась конференция «Поощрение и направление: перезагрузка украинских реформ», где присутствовал Гройсман. Название мероприятия оставляет желать лучшего: непонятно, как можно перезагружать то, чего нет. Не считать же реформами тотальную «декоммунизацию» промышленности и социальной сферы, резко усугубившую тенденцию к депопуляции страны?

В целом, на сегодняшний день реформы на Украине невозможны в принципе. Внутри украинской «элиты» установилось определенное равновесие, которое приобрело форму подковерной возни за сужающееся «корыто». 

Начало хоть каких-нибудь реальных реформ будет означать неизбежное наступление на интересы части правящего класса, что разрушит хрупкий баланс с непредсказуемыми последствиями.

Тем не менее Владимир Борисович пообещал в 2017 году «закрепить и ускорить экономический рост». Опять-таки, на сегодня нет ни малейших внутренних драйверов для экономического роста. Остается уповать разве что на внесистемные факторы — рост мировых цен на сырье и хороший урожай зерновых. Но риторика гройсмановского правительства решительно отличается от риторики яценюковского: если Яценюк подчеркивал, что всё плохо из-за «нападения Путина», то Гройсман делает хорошую мину при плохой игре в духе «всё хорошо, прекрасная маркиза».

Арсений Яценюк

Говорил украинский премьер и о евроинтеграции. В очередной раз Гройсман заверил, что через 10 лет Украина войдет в ЕС. Причем глава украинского правительства подчеркнул свою «последовательность»: мол, я и год назад говорил, что через десятилетие Украина станет членом ЕС. От себя добавим: и через десять лет руководители Украины будут увещевать, что страна через десять лет присоединится к Евросоюзу. Как, например, заявлял об этом Ющенко в далеком 2007‑м (рукописи не горят

!).
К тому же парламент Нидерландов всё еще не ратифицировал Соглашение об ассоциации Украина — ЕС, названное Гройсманом «дорожной картой трансформации».

Но большинство антисоциальных пунктов этого документа Киев выполнил, прежде всего доведя коммунальные тарифы до уровня «рыночных» — в 4–8 раз подняв их

Наиболее важной частью брюссельского турне Гройсмана стало обсуждение с главой Еврокомиссии Юнкером (заявлявшим ранее, что Украина не вступит в ЕС в течение 20–25 лет, т. е. никогда) вопроса снятия моратория на экспорт леса-кругляка, введенного Украиной в 2015 году.

Планируется, что взамен ЕС предоставит Киеву кредит размером в 600 млн евро, — сугубо колониальная политика. Сумма потенциального кредита мизерная, учитывая аппетиты киевских коррупционеров и масштабы проблем в украинской экономике. А в закромах украинских власть имущих, опубликовавших под конец 2016 г. наделавшие шума электронные декларации, имеются суммы уж точно не меньшие; влив их в институты совместного инвестирования через механизм кредитного мультипликатора, Украина и вовсе смогла бы обойтись без значительной части выделяемых ей с 2014 года в долг денег.

Здание Верховной Рады

В ближайшее время в стенах парламента развернется баталия относительно снятия / пролонгации моратория на экспорт кругляка. Представляется, что Рада не примет такое решение в обозримой перспективе: против выступает значительная часть депутатского корпуса. Но это никоим образом не помешает железнодорожным составам с контрабандной древесиной пересекать западную границу Украины. В целом же смысл введения эмбарго в отношении экспорта сводился не к тому, чтобы сохранить украинский лес, а к тому, чтобы сохранять добавленную стоимость внутри страны. Таким образом, по итогам 2016 г. деревообрабатывающая промышленность продемонстрировала рост порядка 20%.

Под конец вояжа Гройсман повеселил искрометной шуткой о том, что олигархи не контролируют Верховную раду. Смеялись не только на Украине, но и в Европе, чьи аудиторы в декабре 2016 г. заявили, что олигархические кланы оказывают доминирующее влияние на экономику, политику и медиа Украины.

Словом, никаких позитивных вестей для Украины из Брюсселя Гройсман не привез. Нельзя сказать, что это неожиданность: украинские власть имущие в последнее время совершают зарубежные визиты исключительно с целью напомнить о своем существовании и произнести ритуальные заклинания перед сильными мира сего. Ну и по мелочам — в duty free закупиться да мировые столицы посмотреть.