Экономика Экономика

«Москва» заняла швейцарскую нишу в белорусском метро

На фоне продолжающегося давления Запада на Россию и Беларусь между странами усиливается сотрудничество в промышленной сфере, а также взаимодействие между регионами в целом ряде сфер. Так, российский «Метровагонмаш» заместит ушедший из Беларуси «Штадлер». А с 4 ноября 2023-го по 8 июля 2024 года на ВДНХ проходит международная выставка-форум «Россия» — свои достижения и потенциал демонстрируют все субъекты Российской Федерации. Накануне открытия выставки Беларусь представила здесь свою экспозицию в собственном павильоне «Республика Беларусь». Ее основная цель — демонстрация потенциала регионов Беларуси, результатов выполнения союзных программ и достижений в рамках совместных российско-белорусских разработок.

Сотрудничество на региональном уровне является одним из важнейших измерений интеграции в рамках Союзного государства. Беларусь активно развивает сотрудничество с российскими регионами.

Республика заключила 81 соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с 73 субъектами Российской Федерации. Кроме того, в рамках межрегионального сотрудничества подписано около 450 договоров между областями Республики Беларусь, г. Минском и регионами РФ, а также между белорусскими районами, городами и российскими муниципальными образованиями.

Консульства Беларуси в России имеет разветвленную сеть представительства в регионах – Казани, Калининграде, Красноярске, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Смоленске, Уфе, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Владивостоке. Отделение белорусского консульства в Ростове-на-Дону недавно получило статус генерального. В его задачи входит в том числе взаимодействие с новыми регионами России.

Ежегодно проводятся форумы регионов Беларуси и России, которые способствуют укреплению межрегиональных деловых связей. Регулярные встречи с руководителями российских субъектов проводит и президент Беларуси Александр Лукашенко.

Тесное взаимодействие на региональном уровне позволяет сделать сотрудничество в рамках Союзного государства более гибким и целевым. Экономика Беларуси по своим объемам и масштабам сопоставима с экономиками отдельных субъектов РФ. Поэтому прямое сотрудничество с субъектами федерации оказывается намного более эффективным. Именно через такое прямое взаимодействие Беларусь и регионы Российской Федерации могут выявить сферы взаимных интересов и выстраивать кооперационные связи на их основе.

Российский рынок является основным для сбыта продукции белорусского сельского хозяйства, машиностроения и т.п. Аналогичным образом, многие белорусские предприятия получают сырье и комплектующие от своих российских смежников.

Очевидно, что эти и многие другие вопросы могут решаться более быстро и эффективно именно на уровне межрегионального взаимодействия.

Беларусь активно развивает совместные с Россией производства в сфере машиностроения. Одним из недавних достижений стал запуск производства трамваев и электробусов под маркой МиНиН, которые собираются в Нижнем Новогороде, из машинокомплектов, поставляемых белорусским холдингом БКМ. Следует отметить, что общественный транспорт белорусского производства давно занял свое место на улицах многих российских городов.

Минский метрополитен, со своей стороны, начал закупки поездов «Москва» российского производства, которые будут поступать на строящуюся третью линию. Решение о закупке подвижного состава из РФ было принято после того, как швейцарский концерн «Штадлер» свернул производство своей продукции для Беларуси. Именно поезда швейцарского производителя, собранные на белорусском заводе в Фаниполе, закупались в последние годы для обновления и пополнения подвижного состава минского метро. Таким образом, западные санкции и вызванный ими уход иностранных производителей открыл новые ниши для промышленной кооперации между Беларусью и регионами России.

Благодаря санкциям существенно расширилось сотрудничество Беларуси с российскими регионами в сфере логистики и транзита. Посол РБ в России Дмитрий Крутой констатировал, что РФ практически полностью заменила порты Прибалтики и Украины для белорусского экспорта. Речь идет прежде всего о гаванях Ленинградской области и Мурманска, куда теперь направляются белорусские грузы.

Это, в свою очередь, может потребовать качественной модернизации железнодорожной инфраструктуры, которая уже с трудом справляется с возросшим потоком грузов. В первую очередь, речь идет о ж/д ветке Витебск – Санкт-Петербург, которая является однопутной и не электрифицирована на большей части своей длины, за исключением пригородного узла Санкт-Петербурга. Кроме того, может потребоваться строительство дополнительных подъездных путей к портам. Все это также может стать предметом сотрудничества Беларуси и заинтересованных российских регионов.

Анонсированное Владимиром Путиным строительство высокоскоростных магистралей, в том числе линии Москва – Минск, также может задействовать потенциал межрегионального сотрудничества двух стран.

Взаимодействие регионов имеет и важное гуманитарное измерение. Оно способствует формированию общего социокультурного пространства. Участие в совместных мероприятиях усиливает взаимную связь регионов двух стран, способствует не только их экономическому развитию, но и установлению и укреплению прочных горизонтальных связей и межчеловеческих отношений. А ведь именно прочные межличностные, межчеловеческое взаимодействие являются важнейшим условием успеха белорусско-российской интеграции.

Этому будет способствовать и развитие внутреннего туризма в рамках Союзного государства. Туризм в белорусские регионы давно пользуется устойчивым спросом среди россиян. После фактического закрытия для граждан РФ шенгенской зоны эта тенденция только усилилась. Важно, чтобы и белорусы открывали для себя российские регионы, и их знания о России не ограничивались только Москвой и Санкт-Петербургом.

 

Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН


Читайте также
8 марта
Президент Молдовы Майя Санду в Международный женский день пообещала построить европейскую страну, где женщины и мужчины живут в гармонии, имея равные права и возможности.
11 марта
В мае 2024 года заканчивается официальный срок полномочий президента Украины. По мнению юристов и политиков, Владимир Зеленский после этого теряет легитимность как глава государства. Однако отдавать власть нынешний киевский лидер, похоже, никому не собирается. Ведь еще не все западные кредиты освоены. Зеленский намерен оставаться президентом просто потому, что ему так надо, а всех, кто посмеет возмутиться этим нарушением Конституции, объявит «врагами народа» и «агентами Кремля», даже если это его коллеги по прозападному лагерю.
11 марта
Полиция Латвии в день голосования на выборах президента РФ будет проверять граждан России, которые придут на избирательный участок в посольство. Об этом заявил глава ведомства Армандс Рукс.
11 марта
На запуск медиахолдинга Союзного государства будет направлен один миллиард рублей. Об этом заявил государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев.