Экономика Экономика

Геоэкономический тупик: транзитный потенциал Прибалтики стремительно деградирует

Отдельные политики и бизнесмены Прибалтики начинают все отчетливее понимать, что экономическая деградация Латвии, Литвы и Эстонии ускоряется. Показатели валового внутреннего продукта, промышленного производства и внешней торговли падают, а инвесторы бегут. Некоторое время местный бизнес балансировал между антироссийскими властями и организацией выгодного российского-европейского транзита. Однако в 2022–2023 годах руководства республик увлеклись санкционными войнами, превратив свои страны в логистический тупик. И теперь они неинтересны даже западным партнерам.

Транзитные грузоперевозки в Прибалтике переживают не лучшие времена. Причем спад наблюдается всеобъемлющий.

Как пишут местные СМИ, в 2023 году в эстонских портах было обработано 23 миллиона тонн грузов. Это на 31% меньше, чем в 2022 году, и на 42% меньше, чем в 2021-м. Объем транзитных грузов в портах значительно сократился и составил чуть более 4,4 миллиона тонн. Перевозка морскими контейнерами уменьшилась на 21% за год, через порты было перевезено более 221 500 TEU контейнеров. Количество судов, заходивших в 2023 году в порты Эстонии, сократилось примерно на 600 единиц. Эксперты Департамента статистики честно объясняют это введением санкций против России.

Объем грузовых перевозок по железным дорогам Эстонии в 2023 году рухнул на 39% — до 4,8 миллиона тонн. Издержки на содержание железнодорожной инфраструктуры быстро растут, и покрывать их приходится за счет бюджетных средств.

Грузооборот портов Латвии в 2023 году сократился на 19,6% или на 9,4 миллиона тонн, пишет информационное агентство РЖД.Партнер.Ру со ссылкой на латвийское Министерство сообщений. Общий тоннаж упал до 38,65 миллиона тонн против 48,07 миллиона тонн в 2022 году. Отрицательная динамика затрагивает практически всю номенклатуру грузов. Но больше всего на общую ситуацию повлияло падение перевалки угля (на 56%) и нефтепродуктов (на 48,4%). Что касается конкретных точек, то показатели Рижского порта в годовом измерении снизились на 20,1%, Вентспилсского порта — на 29,3%, Лиепайского порта — на 4,9%.

Объем железнодорожных грузоперевозок в Латвии в 2023 году обвалился на 27,6% — до 15,636 миллиона тонн. При этом международные перевозки упали на 29,6%, а внутренние — на 4%. Конкретно же «сквозной» транзит снизился на 30,8% (в направлении портов — на 27%, а по суше от границы до границы — в 2,4 раза).

Публикация результатов работы литовских портов свидетельствует все о той же тенденции — падении грузооборота. Перевозки железнодорожным транспортом, по предварительным данным, упали более чем на 20%.

Республики Прибалтики долгие годы «сидели» на транзитных потоках, идущих между Европой с одной стороны и Россией, Беларусью и странами Азии — с другой. С каждой тонны грузов, проследовавших через территорию стран Балтии, местные экономики получали прибыль.

Причем если бы прибалтийские политические элиты изначально занимались не популизмом, а развитием инфраструктуры, то доходы были бы еще больше. Но сейчас говорить об этом уже поздно. Все выгоды от положения, шикарного с точки зрения геоэкономики, остались в прошлом.

Латвия, Литва и Эстония оказались одними из мировых лидеров по количеству санкций, введенных против России и Беларуси. И одновременно с этим они достигли впечатляющих «результатов» по бегству из их юрисдикций иностранных инвесторов.

«У инвесторов, конечно, есть дополнительные вопросы. И не только у привлекаемых — мы очень много работаем с существующими инвесторами, чтобы они расширялись, чтобы не уходили. Работы стало втрое больше, не буду скрывать», — цитирует агентство «Спутник» недавнее заявление министра экономики и инноваций Аушрине Армонайте.

Однако «работа» не помогает. По информации СМИ, в 2023 году инвестиции представителей стран Евросоюза в прибалтийскую коммерческую недвижимость упали на 50%. Причем бегут инвесторы из самых разных сфер. Пенсионные фонды LHV и Swedbank недавно избавились от акций «Таллинского дома торговли» (крупнейшего ТЦ в столице Эстонии) и доли в эстонской судоходной компании Tallink. Сбрасывают с рук эстонские активы также крупные американские и финские инвесторы.

На фоне Литвы и Эстонии ситуация в Латвии формально выглядит не так печально. Однако, по словам экспертов, это связано с тем, что официальная Рига по выгодным для покупателей ценам избавляется от «жирных» государственных активов. Они достаются «нужным» людям, после чего из предприятий быстро выжимается все, что только возможно. Ни о каком долговременном сотрудничестве в данном случае речи не идет, и «благополучная статистика» уже скоро сойдет на нет.

В Прибалтийских республиках, кроме географического положения, нет ничего эксклюзивного, что можно было бы предложить стратегическим инвесторам. В странах Балтии нет ни природных ресурсов, ни человеческого капитала (лучшие кадры уже давно разъехались), ни перспективных рынков сбыта, ни уникальных технологий (большая часть того, что досталось в наследство от СССР, благополучно загублено). Были порты и дороги, соединяющие Восток с Западом, но их потенциал сейчас целенаправленно уничтожают.

Президент Конфедерации промышленников Литвы Видмантас Янулявичюс недавно признал, что Литва перестала быть мостом между Западом и Востоком.

«Мы условно будем островом. Конечно, нам придется адаптироваться к новым условиям. Кажется, за 23 года мы многого добились: быстрее всех подняли зарплаты, быстрее всех растет ВВП. Однако для того, чтобы сохранить рост в режиме острова, нам необходимо увеличить производство и экспорт отечественной продукции литовского происхождения», — завил он.

Янулявичюс предсказал, что логистические цепочки в регионе будут и дальше нарушаться, а транзит — становиться еще меньше.

«Мы не используем наши порты и железнодорожную инфраструктуру. Так что нам придется жить с этой новой реальностью», — резюмировал он.

«Новые условия» уже привели к тому, что во всех государствах Балтийского региона рухнули ВВП и внешняя торговля. Однако местные элиты продолжают вводить все новые ограничения против России и Беларуси: запрещают транзит более широкой номенклатуры грузов, закрывают пограничные пункты пропуска и так далее.

Читайте также
28 марта
Прославившиеся в России певец Интарс Бусулис и группа Brain Storm (Prāta vētra), похоже, навсегда расстались со своими богатыми гонорарами и почитанием публики: на Западе их никто не ждет, а в Латвии они могут довольствоваться лишь провинциальными площадками и корпоративами. Причем количество богатых заказчиков стремительно падает.
27 марта
Не получая в достаточном количестве средств от Запада, Киев занялся поиском денег внутри страны. Высокопоставленные украинские чиновники намекают, что у них есть запасные планы на тот случай, если американцы так и не передадут Украине обещанные миллиарды. А в СМИ регулярно попадает информация о том, что власти страны готовятся повысить налоги и лишить ряд категорий предпринимателей возможности работать как физическим лицам — по упрощенной системе. Для многих представителей и так с трудом выживающего украинского бизнеса это будет означать начало конца.
26 марта
Страны НАТО не будут защищать Литву или Украину на поле боя, уверен президент Беларуси Александр Лукашенко.
28 марта
Министр иностранных дел Латвии Кришьянис Кариньш подал в отставку, он покинет пост 10 апреля.