Экономика Экономика

Взаимодействие с Россией позволило Беларуси избежать прибалтийского вымирания

Первого мая в России и Беларуси традиционно отмечается День весны и труда. Праздник в свое время стал символом борьбы трудящихся за свои права. Вопросы в сфере трудовой политики, занятости и миграции остаются в центре внимания Союзного государства.

Единый рынок труда и высокий уровень взаимной трудовой миграции — важные показатели глубокой интеграции российской и белорусской экономик. На сегодняшний день условия трудоустройства белорусов в России и россиян в Беларуси максимально упрощены.

Говоря о проблемах рынка труда и трудовой миграции в странах постсоветского пространства, нельзя не упомянуть феномен гастарбайтеров, который стал серьезной социально-экономической проблемой.

Во времена СССР все союзные республики входили в состав единого государства с общим гражданством. Советская власть стремилась к выравниванию социально-экономических показателей республик и обеспечению равных условий труда на всем пространстве государства. Соответственно, такого явления, как гастарбайтеры, в СССР попросту не могло быть. Трудовые миграции объяснялись либо нехваткой специалистов в тех или иных местах, куда их направляли целенаправленно и систематизированно, либо карьерными изменениями, которые могли требовать переезда из одного региона страны в другой.

Безусловно, полностью избавиться от диспропорций и дисбалансов на трудовом рынке в СССР так и не удалось. Вследствие этого одни регионы считались более привлекательными с точки зрения условий и оплаты труда, чем другие, и туда стекалось население.

Однако после распада СССР и перехода к рыночной экономике ситуация изменилась радикально. Единый трудовой рынок распался, а социальное и имущественное расслоение многократно возросло. Кроме того, рухнули целые отрасли, ранее обеспечивавшие рабочими местами сотни тысяч людей. Процессы обезлюдения регионов и стекания населения в крупные города и столицы многократно ускорились.

Увеличились дисбалансы и между бывшими союзными республиками. После распада СССР большая часть его экономического и ресурсного потенциала осталась в России. При этом разрыв связей с РФ наиболее болезненно сказался на других республиках, ставших независимыми государствами. Следствием этого стали всплеск безработицы и резкое падение уровня жизни.

С этого момента и возникает феномен массовых трудовых миграций на постсоветском пространстве, когда граждане бывших союзных республик массово потянулись на заработки в Россию как страну, обладающую наиболее емким рынком труда и более высоким уровнем жизни.

И если из западных республик бывшего СССР (Молдова, Украина) трудовая миграция направлялась не только в РФ, но и в страны ЕС, то из стран Центральной Азии, переживающих демографический бум, практически весь поток мигрантов направляется в Россию.

Беларусь после распада СССР также столкнулась с острым кризисом трудовых отношений. У республики были все шансы стать страной гастарбайтеров подобно Молдове или Украине. Отсутствие собственных природных ресурсов, маленький внутренний рынок, экспортноориентированная и энергоемкая индустриальная экономика, явно избыточная для такого небольшого государства. Очевидно, если бы события в Беларуси в начале 1990-х развивались по «прибалтийской» модели, массовый исход отсюда трудовых мигрантов был бы неизбежен.

Однако Минск сделал иной выбор — сохранение индустриальной экспортноориентированной экономики в опоре на кооперацию с Россией.

За счет этого удалось сохранить не только промышленный и технологический потенциал, но и рабочие места. Таким образом, Союзное государство помогает Беларуси сберегать трудовые ресурсы, а не ведет к их бегству и вымыванию из страны.

Опять же, в этом плане ситуация в Беларуси представляет разительный контраст с Прибалтикой, потерявшей за постсоветский период 20–30% своего населения. Там этому способствовал целый ряд факторов — культурно-гуманитарная государственная политика, способствовавшая массовому отъезду русскоязычного населения, деиндустриализация и европейская интеграция, благодаря которой «избыточные» ресурсы вымывались в более развитые страны ЕС.

В Беларуси удалось избежать столь значительных демографических потерь, обусловленных сочетанием этих факторов.

Благодаря Союзному государству белорусская промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг функционируют как часть общего рынка и обеспечивают высокий уровень занятости населения.

Кроме того, Беларусь получила возможность привлекать ценных специалистов из России, которые трудятся на крупных проектах, реализуемых в республике. Так, в строительстве и обслуживании Белорусской АЭС принимает участие большое количество граждан России. Очевидно, без этой кооперации сама реализация данного проекта в Беларуси была бы невозможна в силу отсутствия необходимых специалистов и опыта.

Опять же, БелАЭС — наглядный пример того, как белорусско-российская кооперация создает рабочие места для граждан обеих стран на контрасте с судьбой Игналинской АЭС в Литве, которая была закрыта по требованию Европейского союза, что оставило без работы тысячи высококвалифицированных специалистов.

Важно подчеркнуть, что в рамках Союзного государства обеспечивается свобода передвижения трудовых ресурсов. Граждане Беларуси могут свободно работать в России, а россияне — в Беларуси. Но это не приводит к разрушению трудовых рынков обеих стран и перекачиванию рабочей силы из одной страны в другую.

Для сравнения, та же Польша в отношении Беларуси проводит настоящую хищническую политику. Столкнувшись с оттоком трудовых ресурсов в Германию и другие развитые страны ЕС, Варшава пытается компенсировать его за счет выкачивания трудовых ресурсов из Беларуси и Украины. Речь идет не только о классических гастарбайтерах, но и о вполне высококвалифицированных специалистах — врачах, программистах и так далее.

Польша занимается их систематическим переманиванием из Беларуси. На сегодняшний день там постоянно проживает 200 тысяч белорусов при общем объеме занятых в экономике РБ 4,2 миллиона человек.

Очевидно, что цель межгосударственной интеграции — не выкачать трудовые ресурсы из одного государства в пользу другого, а обеспечить гармоничное развитие трудового рынка всех стран-участниц. Союзное государство России и Беларуси вполне справляется с этой задачей.

 

Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН

Читайте также
26 апреля
Молдавские власти идут по стопам Украины, сделав одной из основных целей своей внутренней и внешней политики максимальный разрыв связей с Россией, не считаясь ни с позицией жителей страны, ни с тем ущербом, который им наносит такая политика. Особенно последовательно этот курс реализуется в отношении молодежи.
25 апреля
24–26 апреля в Санкт-Петербурге проходит XII Российский международный энергетический форум, который является одним из ведущих отраслевых мероприятий. В рамках РМЭФ состоится международная специализированная выставка «Энергетика и электротехника», на которой будет продемонстрирован потенциал российских и зарубежных компаний, производящих энергетическое оборудование. В мероприятиях форума примет участие и Беларусь. Энергетика является давней сферой российско-белорусского сотрудничества и одним из локомотивов интеграции двух стран.
27 апреля
Ежегодно 27 апреля в Молдове отмечается День государственного флага, являющегося одним из главных символов суверенитета и независимости страны. Однако в случае с этой республикой можно смело говорить о том, что ее суверенитет — понятие чисто формальное, а в реальности это государство уже давно захвачено извне, и его независимость условна.
27 апреля
В Москве продолжается Международная выставка-форум «Россия», в рамках которой показывают свои достижения и регионы Беларуси. С 26 апреля по 13 мая в павильоне ВДНХ «Республика Беларусь» будет демонстрировать свой потенциал Гомельская область.