Экономика Экономика

Прибалтийские бюджеты: кто в следующем году будет жить лучше?

В странах Балтии принимают бюджеты на следующий год. Их главная черта – рост военных расходов. Помимо прочего, прибалтийские бухгалтеры старались выискать несколько дополнительных евро на социальные нужды. Пришлось нарастить дефицит, зато обошлись без урезаний.

Латвия

На будущий год Латвия сверстала бюджет с самым большим дефицитом среди Прибалтийских республик – 1,1%, что на 0,2% больше, чем в этом году. Наиболее крупную прибавку получат военные – плюс 98 млн евро. Финансирование здравоохранения увеличится на 64 млн евро, образования – на 11 млн евро.

Формально бюджет получился на удивление социально ориентированным. В абсолютных цифрах соцчасть увеличится на 160 млн евро. На пособия и пенсии будет выделено аж на 6% больше средств, чем годом ранее. Вырастут выплаты опекунам и приёмным семьям, детям, потерявшим кормильца, и многодетным родителям. Минимальная заработная плата будет увеличена на 10 евро.

Фактически же рост социальных расходов останется незамеченным. Увеличивая поддержку социально незащищённым лицам, государство продолжает игнорировать более глубинный вопрос: как снизить количество этих самых незащищённых латвийцев? Ведь только такая работа поможет в будущем обеспечить социальную поддержку населения на должном уровне. 

А тем временем число получающих пособия растёт год от года, доля работоспособного населения уменьшается.

Министерство благосостояния продолжает страдать кризисом идей. Приоритетные позиции, которые заложены в общем бюджете, худо-бедно латаются, но что делать дальше – непонятно. В общем, спасибо, что на будущий год хоть ничего не урезали.

Литва

Запланированный дефицит бюджета Литвы на следующий год – 0,6% ВВП, или 398 млн евро. Главный акцент – на укреплении обороны. Военные расходы планируется повысить на 150 млн евро до 1,9% ВВП. Второй приоритет – финансирование новой социальной модели, что уже привлекло к себе косые взгляды из Брюсселя и местных надзорных органов.

Госконтроль Литвы (аналог российской Счётной палаты – прим. RuBaltic.Ru) забраковал проект бюджета на следующий год. По словам госконтролёра Арунаса Дулькиса, в проекте не соблюдены правила расходных обязательств госсектора. Его структурный дефицит должен был уменьшиться на 0,1 процентного пункта – с 0,9% до 0,8% от ВВП, – но дефицит, предусмотренный новым бюджетом, напротив, подрос. Еврокомиссия обеспокоена. В Брюсселе тоже увидели риск несоответствия бюджета на 2017 год требованиям Пакта о стабильности и росте, но с оговоркой... У Литвы достаточно фискального пространства для того, чтобы достигнуть среднесрочных целей, так как Пакт о стабильности и росте предусматривает возможность для стран ЕС, которые проводят важные структурные реформы, не включать их издержки при оценке баланса финансов общественного сектора, сообщила Еврокомиссия. 

Осталось только доказать, что новая социальная модель и есть та самая важная структурная реформа.

Эстония

Бюджет Эстонии на следующий год также будет негативным. В этом вопросе самая малая из Прибалтийских республик установила антирекорд – уже девятый год подряд. На этот раз бюджетный дефицит запланирован на уровне 150 млн евро.

Доходы обещают рост в 6,7%, расходы обещают увеличиться ещё больше – на 7,3%. Одной из самых неожиданных статей затрат становятся издержки на председательство Эстонии в Совете Европейского союза во второй половине 2017 года. Ранее вахту европредседательства предстояло нести Великобритании, но Brexit сдвинул график. Теперь на выполнение этой функции в эстонском бюджете предусмотрены дополнительные 66 млн евро.

Остальные расходные статьи вполне «прибалтийские». Финансирование обороны вырастет до 2,18% ВВП. 

Надо же «задобрить» Дональда Трампа, обещавшего отказать в защите натовским дармоедам, не желающим тратиться на собственную безопасность. 

Увеличится фонд заработных плат силовиков: полицейские и спецслужбисты уже сейчас могут ожидать прибавку к жалованию. Выделены деньги на продолжение работ по обустройству восточной границы.

14 млн евро в будущем году предусмотрено на административную реформу, цель которой – «сдерживание процесса маргинализации окраин и оттока населения в города». Ида-Вирумаа, привет! Кроме того, планируется ощутимая «стрижка» госаппарата: в 2016–2019 годах число занятых в правительственном секторе должно сократиться на 1300–1500 человек. Вот это уже здравая мера.

Среди трёх Прибалтийских республик именно эстонский проект бюджета на будущий год наиболее социально ориентирован не декларативно, но фактически. На 5,5% повысится средний уровень пенсий, подрастут зарплаты учителей, социальных работников и работников культуры, будут увеличены семейные пособия. Часть денег на покрытие этих социальных расходов должен принести новый налог на банковские активы. Запланированный с 2017 года налог до 0,4% затронет взятые гражданами и предприятиями ипотечные и прочие кредиты и добавит казне до 95 млн евро. Власть имущие также надеются, что снижение налога на рабочую силу, которое неоднократно рекомендовали Эстонии эксперты Организации экономического сотрудничества и развития, сможет оживить экономический рост и в конечном счёте принесёт бюджету дополнительный доход.