Экономика Экономика

СПГ-терминал вгоняет Литву в долговую кабалу

Литовская государственная компания Klaipėdos nafta (KN) собирается взять кредит на содержание СПГ-терминала в Клайпеде. Дополнительные средства нужны властям республики, чтобы «угомонить» концерн Achema, для которого бремя «энергетической независимости» оказалось слишком тяжелым. В результате рассчитываться за пользование СПГ-терминалом придется на протяжении почти 20 лет после того, как истечет срок аренды.

Планируется, что кредит в размере 135,5 млн евро Литве предоставит Nordic Investment Bank (NIB). Этими деньгами Вильнюс будет рассчитываться с компанией Hoegh LNG, у которой он арендует терминал Independence. Выплаты по кредиту начнутся уже после того, как в 2024 году закончится договор аренды, и могут растянуться почти на 20 лет.

Таким образом, схема «энергетической независимости» Литвы станет еще более запутанной. Чтобы покупать дорогостоящий сжиженный природный газ, прибалтийская республика арендует у норвежцев дорогостоящий СПГ-терминал. Цена вопроса — сотни миллионов долларов.

Само судно при строительстве стоило 300 миллионов, то есть на порядок меньше, чем к 2024 году за его пользование заплатят литовцы. Условия настолько кабальные, что для поддержания терминала на плаву приходится обращаться к иностранным кредиторам.

У экспертов и обычных граждан эти планы должны вызывать беспокойство. Привлечение заемных средств для реализации какого-либо проекта имеет смысл только тогда, когда потенциальная прибыль с лихвой покрывает и сам кредит, и набежавшие по нему проценты.

К СПГ-терминалу в Клайпеде это не относится: Klaipėdos nafta собирается просто «проедать» деньги.

Сиюминутная выгода приведет к тому, что аренда судна в конечном итоге станет еще дороже.

Подобный шаг со стороны оператора Independence можно расценивать как жест отчаяния.

Сегодня самый большой налог на содержание терминала платит концерн Achema — крупнейший в Восточной Европе завод по производству азотных удобрений. По словам генерального директора Рамунаса Миляускаса, размер налога сопоставим с фондом заработной платы предприятия. Из-за этого компания терпит убытки: себестоимость ее продукции растет, конкурентоспособность снижается. В руководстве Achema требуют более разумно распределить бремя «энергетической независимости».

На этой почве в Литве постоянно возникают конфликты. Achema демонстративно отказалась заключать долгосрочные контракты на поставки сниженного природного газа в обмен на снижение ее вклада в содержание Independence. Сам порядок предоставления терминалу государственной помощи компания оспаривала в Суде справедливости Евросоюза, намекая на его коррупционную составляющую. Жалоба была отклонена, но теперь Achema подает апелляцию.

То есть система, при которой крупнейший в стране потребитель газа тащит на своем горбу регазификационную установку, оказалась не самой удачной.

Сам факт судебных разбирательств перечеркивает «историю успеха» терминала Independence. Государству нужно в срочном порядке искать выход из сложившейся ситуации, и премьер-министр Саулюс Сквернялис нынешним летом уверял, что разногласия удастся преодолеть: «Это предусмотрено в правительственной программе, и мы точно должны сделать так, чтобы бремя содержания терминала сократилось».

Каким образом его можно сократить? Вести переговоры с норвежцами о снижении арендной платы? Бессмысленно. «Запрячь» вместо Achema другие литовские компании? Будут новые скандалы и иски.

В Klaipėdos nafta нашли беспроигрышный вариант — взять кредит. «Бремя будет снижено на 40%, и эти деньги потребители газа сэкономят. Поскольку Achema — крупнейший потребитель газа, она сэкономит больше всех», — отмечает директор Клайпедского терминала Арунас Молис.

В итоге все останутся довольны.

Но только до 2025 года — потом оператору СПГ-терминала в Клайпеде придется платить по счетам.

Тогда и возобновятся поиски «меценатов». Кто будет возвращать кредит — государственный бюджет, Achema или непосредственно Klaipėdos nafta, которая перекредитуется в другом банке и еще больше погрязнет в долговой кабале?

В Литве рассматривают иной сценарий: привлечь к погашению займов соседей. По крайней мере, на это намекает Молис, когда размышляет о потенциальных выгодах покупки Independence. Он якобы принесет большую пользу не только литовцам, но и потребителям Латвии, Эстонии, Финляндии, Польши. Особенно Польши, где собираются расширять действующий СПГ-терминал в Свиноуйсьце, строить новый в Гданьске и качать «голубое топливо» из Норвегии по газопроводу Baltic Pipe…

Молиса почему-то не смущает, что соседние страны в упор не замечают «выгоду» от эксплуатации литовского терминала (за исключением разве что двух эстонских компаний, приобретающих через него российский газ). Видимо, в ближайшие годы на них снизойдет озарение, в Клайпеду потянется вереница желающих запастись здешним СПГ, с ними будут заключены контракты.

А в эти контракты предприимчивые литовцы попытаются заложить сумму, которую нужно собрать для погашения займа. Схема в лучших традициях «балтийского единства»!

Одновременно с решением взять кредит на содержание терминала Klaipėdos nafta заявило о намерении приобрести эту или другую плавучую регазификационную установку не позднее 31 декабря 2024 года. Деньги тоже придется брать в кредит, под который правительство Литвы готово предоставить государственные гарантии. Впрочем, пока речь идет о довольно скромной сумме (до 160 миллионов евро). Едва ли Hoegh LNG согласится продать Independence за эти копейки. Норвежцы уже поняли, что на «энергетической независимости» Литвы можно неплохо заработать.

Удивительно, но Арунас Молис даже сейчас продолжает твердить об экономической пользе, которую принесет Литве покупка СПГ-терминала. Не для этого ли понадобилось брать многомиллионный кредит? Чем меньше денег нужно изыскивать для оплаты аренды судна, тем дешевле стоит сжиженный газ. Чем дешевле стоит газ, тем проще властям республики убеждать соотечественников в том, что терминал в Клайпеде — это «история успеха», а не «бремя для налогоплательщиков».

Афера с арендой Independence была завернута в красивую обертку. Литовцев убеждали, что доходы от эксплуатации судна будут кратно превышать расходы.

Теперь выясняется, что Klaipėdos nafta даже «в ноль» выйти не в состоянии — ради содержания СПГ-терминала нужно залезать в долговую кабалу.
Но кого это волнует? Кредиты придется возвращать только через шесть лет. К тому времени или падишах помрет, или ишак сдохнет. Или президент Гитанас Науседа превратит Литву в «государство всеобщего благоденствия», которому 135,5 млн евро покажутся пустячной суммой.
Читайте также
18 ноября 2019
Главный покупатель продукции СПГ-терминала в Клайпеде, литовский концерн Achema, подает на Литву в Европейский суд справедливости.
19 ноября 2019
Польская государственная нефтегазовая компания PGNiG официально уведомила «Газпром» о намерении не продлевать Ямальский контракт, действие которого заканчивается в конце 2022 года.
25 ноября 2019
Литовская государственная компания Klaipėdos nafta (KN) планирует взять в кредит на содержание терминала сжиженного природного газа (СПГ) 135,5 млн евро, в результате чего срок выплаты аренды терминала увеличится почти на 20 лет.
20 ноября 2019
В Клайпедский порт прибыла очередная партия российского СПГ. Газовоз доставил груз сжиженного газа с завода компании «Новатэк» в Высоцке.