Экономика Экономика

В Польше предлагают свои санкции против России. Кто пострадает?

Война санкций продолжается. Со стороны европейских политиков слышны разговоры о необходимости принятия новых антироссийских мер. И снова подобные идеи с особым рвением поддерживаются отдельными представителями стран Восточной Европы. Не получится ли в очередной раз, что крикуны, выступающие за эмбарго, оказание экономического давления и усиление санкций против России, в итоге больше всех и пострадают от этих самых долгожданных санкций?

Неэффективность санкций и блокада Калининграда

Разговоры о недостаточной эффективности давления на Россию снова не дают спокойно спать «польским ястребам». Торговые санкции Запада, наносящие Польше куда больший вред, нежели российской стороне, заставляют искать новые инструменты для борьбы с агрессором. На этот раз посягательство идёт на один из наиболее успешных российско-польских проектов последних лет - малое приграничное передвижение.

Ирена Ласота, публицист, издатель, директор фонда «Институт демократии в Восточной Европе» в Вашингтоне:

«Россия закрыла большую часть некоммерческих организаций, взяла под контроль СМИ, а Путин, по официальным данным, пользуется симпатией или поддержкой 90% населения. И пусть эти цифры сильно завышены, но опросы показывают, что россиян радует Путин-победитель. Поэтому ослабить «путинизм» сможет только выдавливание России из Украины и Крыма, изгнание Путина со всех международных встреч, а также демонстрация его россиянам в качестве проигравшего политика. Единственной действенной санкцией, которую мы могли бы применить по отношению к России, был бы отказ от малого приграничного передвижения с Калининградской областью. Я не раз писала об угрозах этого проекта, ведь на практике Польша имеет открытую границу с Россией».

По мнению

Ласоты, нынешние санкции в отношении России являются не чем иным, ак стрельбою дробью по слону, и расцениваются Москвой как мелкие провокации. Публицист сокрушается, что Россия совсем не ощущает европейского эмбарго - пропажа с полок московских магазинов эстонских угрей и польских яблок не сильно сказывается на уровне жизни людей. «Россияне всё равно не держали деньги в польских банках и не ездили в Закопане или Сопот, предпочитая Канны и Санкт-Мориц. Польша не продавала им ни оружия, ни современных технологий», - пишет Ласота.

Несмотря на западные попытки ослабить «путинизм», марши «за хамон и пармезан» превращаются в фарс, а символические атаки на Путина только способствуют росту его рейтингов, ведь сегодня россияне воспринимают атаки на президента как агрессию против своей страны и лично против себя. И если российское общество в массе своей относится к санкциям с иронией, то запрет России на ввоз ряда продуктов на её территории оказывает ощутимое действие на поляков.

Тадеуш Ивинский, замглавы Комиссии Сейма Польши по иностранным делам:

«Польша, конечно, поддержала санкции ЕС против России, хотя мы и понимали, что мы наиболее уязвимы в случае контрсанкций. Россия является вторым по величине (после Германии) партнёром Польши в торговле. Мы экспортируем в Россию огромное количество продуктов, в том числе фрукты и овощи. Я считаю, что действующее правительство не подготовилось как следует к сложившейся ситуации. Санкции - это палка о двух концах. В связи с ними сейчас страдает наш производитель».

Игнорируя крупный ущерб, уже нанесённый экономике страны, польские политические элиты и дальше продолжают грызть собственную руку. Так, глава МИД Польши Гжегож Схетина заявил, что Варшава намерена требовать ужесточения санкций против России, «если Москва не изменит свою политику в отношении Украины». В свою очередь, предшественник Схетины на посту министра иностранных дел Польши Радослав Сикорский в марте месяце и вовсе говорил

, что «Польша могла бы приостановить действие местного приграничного перемещения с Калининградской областью».

Именно эту позицию и поддерживают сторонники одиозной публицистки Ирены Ласоты, считающей, что единственным действием, которое сегодня может совершить Польша, чтобы задеть Россию, является приостановка программы малого приграничного передвижения (МПП).



Границы открыты

Проект МПП начал действовать с 2012 года и распространяется на всю Калининградскую область с российской стороны, а также часть Поморского воеводства (Гдыню, Гданьск, Сопот, Пуцкий, Новодвурский и Мальбурский районы) и часть Варминско-Мазурского воеводства (Бранево, Эльблонг, Лидзбарк, Бартошице, Ольштын, Кентшин, Мронгово, Гижицко, Олецк, Венгожево) со стороны Польши. Только в этом году на условиях МПП границу пересекли уже более 3 млн. человек. По замыслу авторов соглашения, проект должен способствовать взаимному экономическому и туристическому проникновению жителей Польши и Калининградской области.

МПП, однако, не даёт права на занятия трудовой или предпринимательской деятельностью, для чего на территории государств-сторон требуется получение соответствующего разрешения. Конечно, в такой форме отношений не может быть полностью реализован весь спектр экономического сотрудничества, поэтому жители пограничных районов попросту были включены в хозяйственную жизнь регионов путём потребления различных видов услуг и товаров.

С момента начала работы проекта МПП калининградцы быстро облюбовали магазины польских городов Бранево, Эльблонг и Бартошице. Наибольшим спросом у россиян пользуются бытовая техника, строительные материалы и продукты питания. По сообщению министра экономики Калининградской области Анастасии Кузнецовой, цены на определённые товары в магазинах Калининграда выше стоимости аналогичной польской продукции на 44 - 178%.

Польская сторона в большей степени оказалась готова к открытию своих границ. Так, поляки смогли заинтересовать своим экономически слаборазвитым Варминско-Мазурским воеводством европейских инвесторов, создавших за короткий период времени развитую сеть магазинов розничной торговли. Как сообщила эксперт Польского института международных дел Анна Мария Дынер-Смигельска, только с начала этого года россияне потратили в Польше 92 млн. злотых.

В свою очередь, разница в ценовой политике двух регионов негативно сказывается как на представителях крупных торговых сетей Калининграда, так и на мелких розничных продавцах. По заявлению депутата областной думы Александра Мусевича, калининградские торговые сети потеряли от 7% до 20% оборота после начала действия соглашения о МПП.

Жители польских территорий чаще пользуются преференциями МПП и пересекают границу с Калининградской областью. Однако, по данным ГСУ, их главной целью является покупка топлива (88% в рамках местного приграничного передвижения).

Павел Фёдоров, зампред постоянного комитета по бюджету, налогам и финансам Калининградской областной думы:
«Многие жители из северных регионов Польши, таких как район Ольштына или Эльблонга, ездят в Калининградскую область не от хорошей жизни: они покупают в основном бензин и сигареты. Ранее также активно покупали спиртное, которое после подорожания стало пользоваться несколько меньшим спросом со стороны поляков. Литва потеряла по меньшей мере 17 млн. евро после отказа от упрощённой системы оформления виз россиянам, не проживающим постоянно в Калининградской области».

В отличие от поляков, которые почти всегда ездят за топливом, структура расходов россиян в Польше более сложная. По данным исследования, заказанного МИД Польши, жители Калининградской области приезжают прежде всего за покупками (по данным ГСУ, 53,8%). В рамках МПП россияне покупают продукты питания (46%), одежду и обувь (15%). Многочисленная группа едет в туристических целях (19%). Для 18% Польша является транзитной страной. Другие цели приезда в Польшу: наёмная работа 3,4%, частное дело 2,5%, посещение родственников и друзей 2,3%.

Александр Мусевич, глава постоянного комитета по международным и межрегиональным отношениям, безопасности и правопорядку Калининградской облдумы:

«Поляки примерно в два раза чаще пересекают границу по программе МПП, а с точки зрения товарооборота российские туристы оставляют в Польше значительно больше денег. За счёт калининградских туристов в Польше развивается сетевая торговля, гостиницы и всё, что связано с туристическим бизнесом. Польская сторона получает значительно больше дивидендов от МПП, чем Россия».

Если лавочку прикрыть

Сегодняшние хозяйственные отношения двух государств в рамках МПП выстроены по схеме продавец - покупатель. Если жителей северо-восточных регионов малое передвижение обеспечивает работой, то для калининградцев это возможность дешёвого и качественного шопинга.

Мариан Поджевский, глава Варминско-Мазурского воеводства:

«Проект малого приграничного передвижения способствует снижению уровня безработицы в Варминско-Мазурском воеводстве Польши. Сокращению количества нетрудоустроенных граждан способствуют большие инвестиции в регион. Создаются новые объекты и большое количество рабочих мест. Возможно, тысяча мест - немного для региона с таким высоким уровнем безработицы, но часть людей уже получила источник дохода, а кто-то открыл своё дело».

Несмотря на то, что экономически недостаточно развитое Варминско-Мазурское воеводство и сегодня лидирует по числу безработных (18,6%), соглашение о МПП, безусловно, способствовало созданию новых рабочих мест и улучшению ситуации с занятостью населения. Стоит отметить, что к моменту вступления Польши в ЕС в 2004 г. безработица в регионе и вовсе охватывала 30% трудоспособного населения. Сегодня жители северо-восточных воеводств, не нашедшие работы на новых местах, по крайней мере имеют возможность подрабатывать в качестве так называемых «муравьёв» (сами поляки называют своих челноков «mrówka»), занимаясь перевозом небольшого количества товара без акциза - например, сигарет.

Приграничный городок Бранево с населением в 18 тыс. жителей сегодня имеет магазины, рассчитанные на 60 тысяч покупателей. «На нехватку клиентов никто не жалуется», - утверждает бурмистр Бранево Хенрик Мрожиньский. Даже три «Бедронки», «Лидл» и «Нетто» не покрывают спрос со стороны российских покупателей. Поэтому 10 месяцев назад к ним присоединилась компания «Intermarché». «В Бранево нас привлекли близость к границе и клиенты с Востока», - рассказал владелец сети магазинов Бартломей Улатовский.

В общественном значении МПП привнесло рост заинтересованности к Польше в среду жителей Калининградской области. Этот интерес способствовал созданию целой инфраструктуры, связанной с российскими туристами. Нагляднее всего преимуществами МПП с точки зрения туризма сумел воспользоваться Гданьск. По данным Польской туристической палаты, число россиян, приезжающих в Польшу, с июля 2012 г. увеличилось в 3,5 раза (без сезонного роста во время каникул) и удержалось на высшем уровне также зимой и в праздничные дни. Кроме того, по исследованиям, проведённым в Гданьске, более 70% российских туристов - это жители Калининграда, а около 25% исследуемых россиян были в Гданьске в первый раз. В свою очередь, поляков не очень интересует культурное наследие Калининграда, и 90% из них не выезжают дальше бензоколонки.

Наплыв платёжеспособных российских потребителей способствовал тому, что в Ольштыне и Гданьске даже открылись отдельные клиники, где ведётся регулярный приём пациентов из Калининграда. В основном жители региона едут на обследование, а также всё чаще предпочитают рожать детей именно там.

Потому главным выгодополучателем проекта МПП является Польша, которая в рамках программ по хозяйственному оживлению депрессивных северо-восточных регионов, реализуемых со второй половины 2000-х годов, разработала ряд проектов, направленных на привлечение потребителей из Калининградской области.

Сегодня жители Калининградской области, по сути, дотируют польский северо-восток. Отказ от МПП был бы чрезвычайно болезненным для таких депрессивных регионов, как Варминско-Мазурское воеводство. С рынка мгновенно уйдут крупные представители ритейла, ориентированные на торгово-экономические отношения с российской стороной и обеспечивающие большое количество рабочих мест. Прекращение программы приграничного перемещения катастрофическим образом ударит по мелкому польскому бизнесу, ориентированному на российских туристов. Безусловно, отказ от ММП нанесёт урон обеим сторонам, но если для россиян это исключительно вопрос комфорта и доступа к более дешёвым и качественным товарам, то для северо-восточных регионов Польши развитие малого передвижения — вопрос экономического выживания.

В середине ноября в Польше пройдут муниципальные выборы. До этого времени, конечно, никто на политическом уровне не будет поднимать вопрос о прекращении проекта МПП, чтобы не растерять избирателей от Сувалок до Гданьска, живущих торговлей с россиянами. Но после выборов прекращение МПП может снова стать предметом спекуляций «польских ястребов», забывающих, что экономика страны не может развиваться на одной лишь акции «Ешь яблоко назло Путину».