Культура Культура

Актриса Рижского русского театра: наш театр должен быть!

Рижский русский театр имени Михаила Чехова, или, как его до сих пор называют, Театр русской драмы является старейшим русским театром за пределами России. В данный момент в его репертуаре насчитывается примерно сорок спектаклей, в которых задействованы почти пятьдесят артистов. О том, популярен ли все еще театр, какие спектакли привлекают зрителя, а также о том, как живется русскому театральному актеру, аналитический портал RuBaltic.Ru побеседовал с артисткой Рижского русского театра Татьяной ЛУКАШЕНКОВОЙ.

— Г-жа Лукашенкова, каким был Рижский русский театр, когда Вы пришли туда 30 лет назад, и сильно ли он изменился по сравнению с сегодняшним днем?

— Когда я пришла в Театр русской драмы, в нем ставили грандиозные спектакли, например, «Утиную охоту», «Историю лошади», «Закат», «Чайку», которая по тем временам была поставлена довольно современно. Был прекраснейший «Ревизор», а в спектакле «Грехи Трины» заняли всю труппу. Спектакли шли массовые, и было немного постановок, в которых оказывались заняты два-три человека.

Что касается изменений, естественно, с веяниями времени театр меняется. Думаю, что за последние шесть лет он очень изменился.

Времена сейчас непростые, а мы знаем, что зрителю надо — «хлеба и зрелищ». Зрителю нужны веселые, незатейливые спектакли, чтобы он пришел, посмотрел, сбросил, пусть на время, свой груз накопившихся проблем и ушел домой в хорошем настроении.

Татьяна Лукашенкова и Борис Плоских / Фото: TVNET

Помню, я играла в спектакле «Любовники по выходным» — комедии положений с незамысловатым сюжетом. Да, это было не самое высокохудожественное произведение, и многие мои коллеги говорили, мол, как можно в таком играть, это низко. Однако я считаю, что ничего не низко, если ты все делаешь по-настоящему. И, глядя на то, что творилось в зале, на то, как он хохотал, я понимаю, что все делала правильно.

Сейчас у нас в театре много музыкальных спектаклей, например, «Девушка в кафе», «Танго между строк», «Привидение из Кентервиля», «Одесса город колдовской», на которые постоянно идет зритель. Людям хочется чего-то веселого.

Да, такие спектакли тоже должны быть, но я считаю, что нужны и серьезные драматические спектакли, которые западали бы зрителю в сердце, чтобы он плакал. Вот у нас сейчас идет грандиозный спектакль «Муму», он очень сильный и в нем есть душа. Однако зритель не слишком хочет на него идти, потому что понимает, чем он закончится.

Может быть, театр и приучил зрителя к таким веселым спектаклям. Но сейчас у нас новый главный режиссер Сергей Анатольевич Голомазов, который, думаю, будет идти в сторону классики, и надеюсь, что театр найдет какую-то золотую середину.

Сергей Голомазов / Фото: iz.ru

— Как живется артисту русского театра, находящегося за рубежом?

— Если говорить обо мне, то хорошо живется, все же Рига — это мой дом, и здесь все мне знакомо. Да и зарабатываю на жизнь я только своей профессией. Помимо игры в театре, я даю и некоторые частные уроки молодым ребятам, желающим поступить в театральный институт, например, тем, кому нужно немного подтянуть дикцию.

Однако тем актерам, которые работают только в театре, не имея дополнительных заработков, очень непросто.

В то же время дополнительных возможностей у артистов достаточно. Это может быть озвучивание разных реклам, программ на радио — ди-джеем или ведущим, дубляж фильмов, что является очень хорошей работой, которой и я тоже периодически занимаюсь.

Фото: vesti.lv

Правда, насколько я помню, артисты подрабатывали всегда. Проводили разные вечера, корпоративы, свадьбы, обязательно — новогодние мероприятия. Кстати, смотря на сегодняшнюю зимнюю Ригу и видя наряженные елки и переодетых людей, вспоминаю, что и я сама когда-то была таким же переодетым человеком.

— Ходит ли современная молодежь в театр, интересен ли ей этот вид искусства?

— Ходит. Часто к нам приходят школьники, которых целенаправленно приводят целыми классами. Я вижу в театре много молодых ребят и думаю, что нужно выбирать пьесы, которые интересны и им. Или же ставить классические произведения на понятном молодым людям языке. Хотя я и не очень люблю, когда классику играют в современной обработке, но, может быть, именно так она станет понятна для молодежи, и тогда им захочется взять книгу и прочитать оригинал.

Я считаю, нужно, чтобы молодежь ходила в театр, и для этого в театре всегда должна быть молодая труппа, чтобы ребята видели своих сверстников. В этом смысле, я думаю, привлечь молодежь в театр можно только каким-то интересным, современным репертуаром.

Фото: vesti.lv

— В таком случае каково, на Ваш взгляд, будущее Рижского русского театра?

— Я по натуре оптимистка, поэтому верю, что наш Рижский русский театр должен существовать. Конечно, сложно сказать, что с ним будет; нынешняя жизнь очень изменчива, и если кажется, что чего-то не может быть никогда, то еще не факт, что оно не случится.

Но сейчас театр есть, и он развивается, и зритель в театре стабильный. У нас же нет пустых залов, да и во время кризиса, десять лет назад, их тоже не было. Некоторое затишье бывает, но, в принципе, люди хорошо ходят в театр. Могу сказать, что билеты на определенные спектакли разбираются очень быстро. Поэтому на данный момент я уверена, что театр обязательно будет!
Читайте также
27 декабря 2018
Уходящий 2018 год — юбилейный год независимости Латвии, в котором столетие страны стало точкой фиксации исчезновения латышской нации как таковой.
21 декабря 2018
Члены фракции Нацобъединения «Всё для Латвии!» — «Отечеству и свободе/ДННЛ» в Рижской думе пожаловались в Центр государственного языка (ЦГЯ) на проведение новогодних мероприятий на русском языке.
25 декабря 2018
В Латвии готовят новую акцию протеста против перевода русских школ на латышский язык обучения, заявил евродепутат от республики, сопредседатель партии «Русский союз Латвии» (РСЛ) Мирослав Митрофанов.
25 декабря 2018
Министерства культуры России и Эстонии подпишут новую программу сотрудничества на 2019–2021 годы в марте следующего года.