Культура Культура

Там готовились воздушные победы России: Рижское военно-авиационное училище

В истории Латвийской ССР особое место занимает военная авиация. Тридцать лет в Риге действовало Рижское высшее военное авиационное инженерное училище имени Якова Алксниса (РВВАИУ), которое готовило научные и инженерные кадры для ВВС СССР. Подготовке профессиональных военных инженеров уделялось особое внимание, ведь они составляли оборонную элиту страны. Среди выпускников РВВАИУ множество известных специалистов в области авиационного дела, которые обеспечили триумф российских Воздушно-космических войск в Сирии спустя четверть века после того, как их alma mater была уничтожена латышскими националистами.

Без командарма Якова Ивановича Алксниса, в честь которого было названо училище, история военно-воздушных сил РККА была бы неполной. Именно он в ноябре 1932 года внес предложение об учреждении Дня авиации для популяризации летного дела. Разработчики оборонной стратегии СССР тогда проявили дальновидность и сделали акцент на развитии военной и гражданской авиации, которой суждено было сыграть весьма важную роль в грядущей войне.

Яков Иванович Алкснис / Фото: novayagazeta.ru

В 1930-е годы по всему СССР создавались летные курсы и школы. Одно из таких заведений — Высшее военно-морское авиационное училище — было создано в Ейске, небольшом городе на берегу Азовского моря. При нем в 1938 году были созданы курсы для сотрудников спецслужб, которые стали прототипом РВВАИУ.

В 1940 году Военно-морское авиационное училище специальных служб (так оно стало называться) переносится в карельский город Сортавала. Этот город, согласно Московскому договору, был передан в состав новообразованной Карело-Финской ССР после советско-финской войны. В этой республике по распоряжению руководителей военной отрасли начали возникать различные военные структуры, так что перенос училища в Карелию был обусловлен стратегическими причинами.

Когда нацисты напали на СССР, училище эвакуировалось в город Молотов (Пермь).

В годы Великой Отечественной войны учебное заведение, находясь в отдалении от линии фронта, получило второе дыхание. Туда были направлены ведущие специалисты — преподаватели летного дела, которые в 1942 году встали у истоков отдела связи, который после 1945 года получил статус Военно-морского авиационного училища связи (ВМАУС).

После окончания боевых действий училище было перенесено в Новоград-Волынский. Это решение отчасти связано с общей политически мотивированной тенденцией к индустриализации Украинской ССР. К тому же в Новограде-Волынском еще до войны было основано пехотное училище, которое стало базой для авиационного училища связи. Официально учебный процесс начался 1 ноября 1946 года, а 7 мая 1947 года стал особым днем для училища, которому было присвоено Красное знамя.

Рижское высшее военное-авиационное инженерное училище имени Якова Алксниса / Фото: wikipedia.org

Училище возглавлял легендарный полковник Иван Филиппович Кошель, который лично руководил переездом всей инфраструктуры училища из Молотова в Новоград-Волынский. Первые офицеры-выпускники являлись специалистами по радиотехнике высшего класса, а в дальнейшем уже производился набор из числа старшин и мичманов, которые после прохождения курсов занимали офицерские должности в системе морской авиации.

Училище к концу 1940-х годов благодаря эффективному руководству считалось элитным. Офицеры с дипломом ВМАУС обслуживали радиосвязное оборудование самолетов морской авиации, а также курировали деятельность наземных радионавигационных станций.

Примечательно, что одно из отделений ВМАУС готовило специалистов-шифровальщиков для работы на кодировочных машинах наподобие нацистской «ЭНИГМЫ». Всего к 1949 году училище осуществляло выпуск по четырем специальностям (к 1953 году учебное заведение существенно расширило профильный диапазон — до десяти специальностей).

В мае 1952 года было принято историческое решение о передислокации училища в Ригу, поскольку столица Латвии была одним из признанных центров авиастроения еще в дореволюционной России.

Здесь производились первые авиадвигатели и испытывались первые летательные аппараты. К тому же в Риге располагался штаб Прибалтийского военного округа.

В Прибалтику в конце 1940-х — начале 1950-х переводились многие учебные заведения военно-промышленной и инженерно-технической ориентации. Это было во многом связано с наличием влиятельного антисоветского подполья, состоявшего из вооруженных «лесных братьев».

Милитаризация Латвийской ССР была направлена на создание весомого противовеса нелегальным военизированным формированиям.

В сентябре 1957 года училище из состава военно-морских учебных заведений было передано в состав учебных заведений Военно-воздушных сил советской армии и Военно-морского флота и переименовано в Военное авиационное радиотехническое училище (РВАРТУ). А в 1967 году оно было преобразовано в высшее военное училище: так родился замечательный бренд РВВАИУ, получивший имя Якова Ивановича Алксниса.

Подготовка инженерных кадров в РВВАИУ имени Алксниса проводилась на четырех факультетах: пилотируемых летательных аппаратов; авиационного оборудования; радиолокационного оборудования летательных аппаратов и факультета авиационного вооружения, появившегося с 1989 года.

Курсанты училища проводили прогрессивные исследования, связанные с усовершенствованием летательных аппаратов, а также добивались повышения уровня живучести и ремонтоспособности авиатехники.

Выпускники РВВАИУ были на вес золота, а высочайший статус училища подчеркивал тот факт, что оно официально шефствовало над 29 учебными заведениями, организуя для школьников кружки и клубы любителей военной авиации и авиационной радионавигации, откуда многие выпускники поступали в училище.

Рижское высшее военное-авиационное инженерное училище им. Якова Алксниса (РВВАИУ). Рига. Выпуск 1981 года. / Фото: mail.ru

Учеба в РВВАИУ длилась пять лет и три месяца. Главные здания располагались в Межапарке на улице Эзермалас, а также учебные корпуса размещались в Старой Риге в Казармах Якоба.

У училища имени Алксниса была замечательная материально-техническая база. В частности, использовалась в учебных целях инфраструктура аэродрома в Скулте.

С особым трепетом курсанты и преподаватели относились к родному поселку Якова Ивановича Алксниса — городку Наукшены, который являлся финальной точкой ежегодного совместного пробега.

В течение нескольких десятилетий будущие работники фронтовой авиации ВВС СССР сохраняли особый дух творческого сотрудничества.

Создатели рижского высшего военного авиационного инженерного училища смогли совершить невозможное — в короткие сроки превратили среднее училище связи в высшее учебное заведение высочайшего класса, где подготавливались выдающиеся специалисты в ключевых авиационно-инженерных областях.

Среди выпускников РВВАИУ отметим полковника Виктора Имантовича Алксниса, политического деятеля, защитника прав русского населения Прибалтики; Николая Ивановича Матрунчика, руководителя Луцкого авиаремонтного завода «Мотор»; Виктора Павловича Пономарева, героя Советского Союза; Олега Александровича Терентьева, первого заместителя начальника 929-го Летно-испытательного центра Министерства обороны Российской Федерации, курировавшего испытание и совершенствование военной авиатехники и внесшего колоссальный вклад в развитие ВВС России, и многих других.

Тысячи офицеров, выпускников РВВАИУ, продолжают служить России сегодня.

Многие из них осели в республиках бывшего СССР, кто-то перебрался на Запад. Среди обладателей диплома училища имени Алксниса много талантливых инженеров, военачальников, специалистов в области связи, испытателей авиационно-космической техники.

Изучая историю вуза, понимаешь, почему Россия к завершению второго десятилетия XXI века смогла возродить свою авиационно-инженерную инфраструктуру и создать такие мощные Воздушно-космические силы, прошедшие успешную проверку в реальных боевых условиях в Сирийской Арабской Республике.

РВВАИУ существовал бы и в наши дни, если бы не отделение Латвии от СССР и демонтаж всего военно-промышленного комплекса республики.

Демонтаж Рижского высшего военного-авиационного инженерного училища им. Якова Алксниса (РВВАИУ).

Процесс расформирования училища был запущен латышскими националистами, которыми управляли агенты влияния из стран — геополитических противников СССР.
Уничтожение славного вуза растянулось надолго, однако к 1993 году многим было понятно, что легендарное РВВАИУ скоро прекратит свое существование.
Демонтаж Рижского высшего военного-авиационного инженерного училища им. Якова Алксниса (РВВАИУ).

Преподаватели с учеными степенями, став жертвами коррумпированных национал-бюрократов, потеряли работу. Россия в те годы также была ослаблена и не предприняла попыток по спасению выдающегося советского училища, без которого история авиационного дела была бы неполной.
Читайте также
10 января 2020
10 января 1943 г. под Сталинградом советские войска начали проводить операцию «Кольцо», которая завершилась разгромом 6-немецкой армии.
9 января 2020
Некоторые наши военачальники в течение всей первой мировой войны находились на Западном фронте и никогда не воевали на Востоке, поэтому они не имели ни малейшего представления о географических условиях России и стойкости русского солдата, но в то же время игнорировали неоднократные предостережения видных военных специалистов по России.
15 января 2020
Канцелярия правительства Финляндии намерена провести масштабное исследование о финнах, проживавших в России до 1917 года и до смерти Иосифа Сталина в 1953 году. Об этом сообщает пресс-служба финского правительства.
9 января 2020
Латвия в годы советской власти славилась своими научно-исследовательскими центрами. Особых успехов прибалтийская республика достигла в области экспериментальной медицины. В Латвии работали замечательные химики-органики, практиковали выдающиеся хирурги и анестезиологи.