Культура Культура

Интеграция или расходящиеся траектории: что происходит с образованием в Беларуси и России

Российские студенты отмечают Татьянин день. Дата учреждения Московского университета давно стала традиционным студенческим праздником. Помнят его и в Беларуси, хотя здесь в последние годы все чаще отмечают Международный день студента 17 ноября. Системы высшего образования двух стран остаются тесно связанными и во многом похожими. И все же в них накопилось немало отличий, создающих определенные трудности в рамках образовательного пространства Союзного государства.

Образование после распада СССР: параллельными курсами

В наследство от СССР России и Беларуси досталась общая система образования с едиными стандартами и правилами. Эта советская основа сохраняется до сих пор, делая образовательные системы двух государств достаточно схожими.

Тем не менее за годы раздельного существования в них накопилось и немало различий.

Можно сказать, что системы образования Беларуси и России развивались параллельными курсами и даже по расходящимся траекториям.

Так, в первые годы независимости белорусские школьники все еще продолжали учиться по старым советским и новым, но изданным в России учебникам. Автор этих строк, закончивший школу в 2000 году, еще учился по таким книгам.

Однако современные школьники учатся по учебникам, изданным исключительно в Беларуси и написанным белорусскими авторами. Российские учебные пособия могут использоваться в неформальном порядке некоторыми учителями в качестве дополнительных материалов.

Естественно, новые учебники пишутся в соответствии с программами, разработанными белорусским Министерством образования уже без оглядки на Москву. Конечно, учитывая общий советский базис, принципиальных расхождений между российскими и белорусскими учебниками не возникло. Исключением стали предметы гуманитарного блока, но об этом будет сказано отдельно.

В постсоветский период системы образования Беларуси и России пережили ряд реформ, которые страны осуществляли отдельно друг от друга, причем складывается впечатление, что зачастую такие реформы проводились ради самих реформ, без какого-то четкого плана.

Например, в Беларуси попытались перейти на 12-летнюю систему школьного образования, очевидно, копируя европейский опыт. Однако буквально через пару лет этого эксперимента откатились обратно к привычной 11-летке.

Кроме того, в Беларуси отказались от традиционной 5-балльной системы оценок, заменив ее 10-балльной. Преимущества новой системы далеко не очевидны, зато между системами образования двух стран возникло еще одно различие. «Пятерка» в понимании современного белорусского школьника – плохая оценка, аналогичная старой «тройке».

В целом системы образования России и Беларуси долгое время развивались под знаком подражания Европе. Так, обе страны вступили в Болонский процесс, чтобы выйти из него в 2022 году. При этом вступление в Болонскую систему и реформы в ее рамках Беларусь и Россия опять же осуществляли независимо друг от друга.

Интеграция систем вступительных испытаний

В России и Беларуси отказались от советской системы вступительных экзаменов, заменив ее тестированием. В России это система единого госэкзамена (ЕГЭ), в Беларуси — централизованного тестирования (ЦТ).

Долгое время эти системы никак не состыковывались друг с другом. Российский ЕГЭ одновременно выполняет функцию выпускных школьных экзаменов и вступительных испытаний в университеты. В Беларуси долгое время школьные экзамены сдавались отдельно от централизованного тестирования. Только в 2023 году Беларусь перешла на систему, во многом аналогичную российской. Теперь белорусские школьники сдают два экзамена в качестве ЦТ и один — в качестве централизованного экзамена (ЦЭ), заменившего выпускные школьные испытания.

Несколько лет назад Беларусь и Россия ввели систему взаимного признания результатов ЕГЭ и ЦТ, что позволило белорусским выпускникам поступать в российские вузы по результатом ЦТ, а россиянам в вузы Беларуси, соответственно, по итогам ЕГЭ.

Гуманитарная сфера

Пожалуй, наибольшие расхождения между системами образования Беларуси и России возникли в гуманитарной сфере.

Поскольку в Беларуси русский язык имеет статус государственного, белорусские школьники в полном объеме изучают русский язык и литературу. А вот с преподаванием истории ситуация иная.

Историю России в Беларуси отдельно не изучают, только как часть всемирной истории. Соответственно, познания в этой области у белорусских школьников самые общие. То же касается и географии России.

Со знаниями российских школьников о Беларуси дела обстоят не лучше.

Преподавание истории — крайне идеологизированная сфера. В начале 1990-х годов в Беларуси оно строилось на основе этнического национализма и было направлено на формирование у школьников откровенной неприязни к России. Впрочем, от этой практики довольно быстро отказались и перешли к взвешенной и умеренной позиции. Но чувства какой-то особой культурно-исторической общности с Россией современная система образования Беларуси не формирует.

Это довольно серьезная проблема, ведь без четкого понимания культурно-исторических связей, объединяющих Россию и Беларусь, вряд ли получится построить реальное Союзное государство.

Выработка общего гуманитарного нарратива — по-прежнему важная и пока не решенная задача.

Российские вузы и белорусская армия

Российские вузы остаются самыми популярными среди иностранных для белорусских студентов (хотя в последнее время России по этому показателю на пятки наступает Польша). Отсутствие культурно-языкового барьера и традиционно высокое качество образования привлекает молодых белорусов. 

Кроме того, по ряду специальностей, востребованных в Беларуси, образование можно получить только в России.

К примеру, подготовку специалистов в новой для Беларуси атомной отрасли белорусские вузы пока только осваивают, а значит, без кооперации с российскими университетами не обойтись.

Россия ежегодно выделяет квоты для бюджетного обучения белорусских студентов в российских вузах. Так, в 2023 году было выделено 1300 мест. Для сравнения, в 2020 году эта квота составляла лишь 73 места.

Однако белорусские абитуриенты, желающие поступать в российские вузы, столкнулись с неожиданной проблемой. В последнее время в Беларуси было существенно сокращено число отсрочек от армии. Сегодня молодой человек может воспользоваться такой отсрочкой однократно, и предоставлена она будет только при условии поступления в белорусское образовательное учреждение.

Поступление в российский вуз права на отсрочку теперь не дает.

Эта ситуация является наглядным примером рассогласованности в принятии решений в рамках Союзного государства. Очевидно, она противоречит принципу равных возможностей, которые граждане России и Беларуси должны иметь на территории обеих стран. Хочется верить, что это досадное недоразумение в ближайшее время будет исправлено.


Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН

Читайте также
22 января
Подготовлен проект постановления Высшего государственного совета о создании единой медиакомпании Союзного государства. Об этом заявил госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев.
24 января
В Тирасполе проходит массовый митинг против экономического давления Кишинева на Приднестровье. Введение таможенных пошлин для продукции левобережья Днестра обещает жестко ударить по предприятиям, социальной сфере и простым жителям. Какие мотивы движут молдавской властью и как они скажутся на Приднестровье, аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал государственный деятель Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), депутат Верховного совета республики, начальник Управления науки, народного образования, культуры и религии ПМР в 1991–1992 годах, политолог Андрей САФОНОВ.
24 января
Несколько десятков тысяч граждан и жителей Приднестровья вышли на массовый митинг против экономической блокады, устроенной Кишиневом.
24 января
Введенные Кишиневом с 1 января 2024 года новые таможенные пошлины будут болезненны для непризнанной Приднестровской Молдавской Республики.