Культура Культура

Кто убил защитника православия и борца с русофобией в Латвии: трагедия Иоанна Поммера

12 октября 1934 года, в ночь с четверга на пятницу, на архиерейской даче у Киш-озера около Риги был жестоко замучен глава Латвийской православной церкви архиепископ Иоанн Поммер. Чем был замечателен этот человек, имя которого, к сожалению, малоизвестно даже в православной среде? Какую роль он сыграл в истории русской общины Латвии? Наконец, кто виновник чудовищного преступления? В этом разбирался аналитический портал RuBaltic.Ru.

Детство святителя

Будущий святой родился 6 (18 по новому стилю) января 1876 года на хуторе Илзессала, недалеко от города Венден, в семье латышских крестьян, уже не первое поколение исповедовавших православную веру. Первым ее принял прадед святителя, которого местные немцы-землевладельцы за это не разрешили похоронить на кладбище, и он упокоился за оградой.

Семья Поммеров тоже подверглась притеснениям со стороны помещика — графа Сиверса: их выселили с родового хутора и вынудили поселиться на краю сосновой рощи посреди болота. И хотя семья вынуждена была вести хозяйство в тяжелых условиях, всем шестерым детям Поммеры постарались дать хорошее образование.

Годы становления

Юный Иоанн-Яннис смог поступить в Рижское духовное училище, а затем продолжил обучение в Рижской семинарии. Свободное время студент-отличник проводил в библиотеке, занимался церковным пением, вел аскетичную жизнь, за что получил от сокурсников прозвище «монах».

После трехлетнего учительства в приходской школе Иоанн Поммер продолжил образование в Киевской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия. На 27 году жизни молодой человек принял монашеский постриг, благословение на который получил от отца Иоанна Кронштадтского — самого известного русского духовника начала ХХ века.

«Добрый пастырь». Служение в России

Молодой иеромонах Иоанн преподает в Черниговской и Вологодской духовных семинариях и в 1907 году назначается настоятелем Свято-Троицкого монастыря Вильно и ректором Виленской семинарии.

Здесь он проявляет себя не только как талантливый администратор, но и как добрый пастырь, особенно заботящийся о русских и белорусских бедняках.

В благодарность русские и белорусские организации Вильно избирают Иоанна Поммера своим почетным членом. А 11 марта 1912 года отец Иоанн становится самым молодым епископом в России, назначается помощником болеющего архиепископа Минского Михаила, а затем возглавляет созданную в Таганроге Приазовскую епархию.

Здесь в годы Первой мировой войны он оказывает помощь беженцам из Галиции и западных губерний России, открывает для них приюты и школы.

В годы революционной смуты

События начавшейся Гражданской войны разлучают владыку с паствой: он выезжает на Всероссийский поместный собор в Москву, и возвращение в находившийся под контролем белых Таганрог становится невозможным. Епископа Иоанн переводят в Тверь, а затем в Пензу, возводят в сан архиепископа. Ситуация в городе в то время была очень сложной: часть священников присоединилась к зарождавшемуся движению обновленцев — церковных раскольников, поддерживавших революционные перемены в стране.

Владыке Иоанну приходится противодействовать попыткам захватить храмы, жить в атмосфере постоянных провокаций. Здесь архиепископа ждет первое покушение: в келью владыки Иоанна ворвались двое вооруженных людей и открыли стрельбу. Брат епископа успел толкнуть одного нападавшего, и пуля попала в ногу владыки.

В застенках ВЧК

Преследовали архиепископа и революционные власти: после нескольких арестов ему было предъявлено обвинение в участии в контрреволюционном заговоре.

Владыка Иоанн потребовал пересмотра своего дела в Москве, где им занялся другой известный уроженец Латвии — Мартиньш Лацис, один из руководителей ВЧК.

Он распорядился включить в дело все факты о жизни и деятельности архиепископа, свидетельствующие против него, которые только можно было собрать. Допросы вел еще один печально известный земляк владыки — Петр Магго, начальник внутренней тюрьмы ВЧК.

Три месяца следствия святитель провел в московской тюрьме, в камере с уголовными преступниками, ухаживая за тифозными больными. Однако никаких доказательств контрреволюционной работы люди Лациса не смогли найти, и 11 марта 1920 года епископу был вынесен оправдательный приговор.

Во главе Латвийской православной церкви

А тем временем положение православной церкви на родине святителя было очень тяжелым: в Латвии не было своего архиерея, храмы были разграблены, духовная семинария отнята, а в Рижском Кафедральном соборе предлагали устроить пантеон-усыпальницу для латышских национальных героев.

Руководство новой страны пожелало, чтобы Рижскую епархию возглавил епископ-латыш, и 19 июля 1921 года Патриарх Тихон назначил на эту должность архиепископа Иоанна.

Приехав в Ригу, святитель поселился в темной и сырой комнатке в подвале Кафедрального собора с окном под потолком и пятнами сырости на стенах. Он не стеснялся принимать в своем более чем скромном жилище высоких иностранных гостей, таких как английский или финский епископ.

Один из зарубежных посетителей сказал владыке Иоанну, что в его стране «ни один арестант не живет в такой яме, как Вы, глава Латвийской православной церкви».

Простой и близкий к людям архиепископ разговлялся на Пасху с бедняками, любил дарить местным ребятишкам книжки, часто его посещали освободившиеся из заключения преступники.

Борец с русофобией

Владыка Иоанн сумел вывести Латвийскую церковь из кризисного состояния, он восстанавливал и строил новые храмы. Для активной защиты прав православного населения Латвии архиепископ Иоанн в 1925 году стал депутатом Сейма и впоследствии постоянно переизбирался в парламент.

Его волновали не только церковные вопросы: с пламенными речами он обрушивался на «бешеную ненависть к русским и всему русскому», которую постоянно декларировали в Сейме влиятельные социал-демократы.

Националистам, называвшим Кафедральный собор Риги «русским сапогом, попирающим центр города» и предлагавшим его снести, святитель даже приводил в пример Ленина, который не только не разрушил кремлевский Успенский собор, но и распорядился его отреставрировать.

Архиепископ Иоанн ратовал за открытие и поддержку русских учебных заведений (так, с его помощью были открыты гимназии в Люцене и Яунлатгале, педагогические курсы в Риге, Двинске, Режице и так далее).

В ответ на епископа обрушивались волны травли и клеветы.

Мученическая кончина

В то время в адрес архиепископа Иоанна стали поступать и угрозы физической расправы, но он спокойно отвечал: «Господа, я уже в том возрасте, когда человек не боится никаких угроз». Заболевший ревматизмом из-за проживания в подвале собора владыка в одиночестве поселился на загородной даче у Киш-озера.

Утром 12 сентября 1934 года Латвию потрясло страшное известие, переданное по радио: ночью на окраине Риги на даче архиепископа Иоанна произошел пожар, в столярной мастерской на 2 этаже было обнаружено обгоревшее тело владыки, привязанное проволокой к снятой с петель двери, положенной на верстак.

Перед смертью владыку пытали, вероятно, калильной лампой, в паху покойного было обнаружено пулевое отверстие. В комнатах были следы беспорядочного обыска.

Версии гибели

Убийство архиепископа Иоанна Поммера и по сей день остается исторической загадкой. Эмигрантская пресса писала о «жертве безбожного красного интернационала» и пыталась как-то увязать гибель архиепископа с последовавшей в эти же дни в Риге смертью советского оперного певца Леонида Собинова. Реакция же латвийских властей была просто удивительной: через месяц после убийства было обнародовано правительственное сообщение о временном прекращении следствия «за необнаружением преступника».

Современные исследователи высказывают предположения о причастности к преступлению представителей правого режима Карлиса Ульманиса, установившегося в Латвии с 15 мая 1934 года.

Исполнителями могли быть члены «Хозяйственного центра» — радикальной организации, отколовшейся от социал-демократов. В деле сохранились имена этих людей и протоколы допросов, но необходимые следственные эксперименты не проводились.

Преемником Иоанна Поммера стал Августин (Петерсон), который согласился на переход Латвийской церкви из Московского Патриархата в Константинопольский, давно претендовавший на епархии Русской церкви, оказавшиеся в независимых государствах. Политическая выгода этого шага для латвийского руководства была несомненной.

Как видим, параллели с современными политическими и церковными событиями просто переполняют жизненный путь архиепископа Иоанна Поммера.

Читайте также
19 января 2020
«Латвийская железная дорога» сообщила о массовом сокращении железнодорожников из-за потери российских грузов.
21 января 2020
Латвийские министерства подали в семилетний Национальный план развития страны (NAP2027) заявок на 42 млрд евро. Бюджет Латвии на 2020 год составляет 10 млрд евро.
23 января 2020
Новый украинский закон об образовании ущемляет русских детей не только по отношению к украинцам, но и в сравнении с детьми из семей других нетитульных наций Украины. Для последних лимит обучения на родном языке в четыре раза выше, чем для учеников русских школ.
13 января 2020
Новый год в российско-эстонских отношениях начинается с очередного конфликта.