Культура Культура

Историк: Латвию и Украину сближает борьба с памятью о Великой войне

В преддверии Дня Победы в г. Курске прошел историко-культурный форум «Великая Победа, добытая единством», в котором приняли участие ветераны, историки, журналисты, поисковики, представители молодежных организаций со всего постсоветского пространства, включая Прибалтику. Предлагаем вашему вниманию тезисы представленного на форуме доклада кандидата исторических наук, директора Балтийского центра исторических и социально-политических исследований Виктора ГУЩИНА «Политика формирования исторической памяти о Великой Отечественной войне в современной Латвии»:

То, что в марте 2014 г. случилось на Украине, где власть захватили ультранационалисты и неонацисты, в Латвии произошло 23 года назад - 15 октября 1991 г. Правда, в Латвии радикальные националисты и неонацисты пришли к власти мирным, парламентским, а не вооружённым путем. И вели они тогда себя тоже не столь воинственно, как нынешние украинские последователи нацистских военных преступников Степана Бандеры и Романа Шухевича. Что неслучайно. Однополярный мир в 1991 г. только начинал формироваться. И многое ещё оставалось неясным. Но главное - как и в случае с вооружённым захватом власти на Украине в 2014 г., в 1991 г. официальный Запад не только не протестовал, а фактически поддержал ликвидацию новыми властями Латвии всеобщего избирательного права - основы основ любого демократического государства.

Оценивая политические последствия постановления Верховного Совета Латвийской Республики 15 октября 1991 г., разделившего латвийское общество на граждан и лиц без латвийского гражданства, следует признать, что его принятие привело к резкому укреплению политических позиций радикальных националистов и неонацистов и, самое главное, сделало невозможным формирование в Латвии демократического политического режима. Иными словами, принимая во внимание, что основой демократии являются всеобщее избирательное право, свобода слова, свобода собраний, независимость судебной власти, гарантии соблюдения прав национальных меньшинств и т. д., принятие данного постановления фактически явилось преступлением против демократического политического устройства Латвийского государства.

Как преступлением против демократии стал и вооружённый захват власти в Киеве в марте 2014 г. неонацистскими отрядами «Правого сектора»*.

Несмотря на то, что в 1990-е гг. политическую коалицию в Латвии формировали представители вроде бы либеральной партии «Латвийский путь», это не помешало новой правящей элите принять в 1996 г. Декларацию о двойной оккупации Латвии Советским Союзом в 1940-1941 гг. и в 1944-1991 гг., а в 1998 г. - Декларацию о Латышском добровольческом легионе СС, в которой отрицалась преступная роль Латышского легиона Ваффен СС и говорилось исключительно о борьбе легионеров за свободу и независимость Латвийской Республики.

Одновременно была начата мощная пропагандистская кампания в поддержку новой политики исторической памяти, в основе которой теперь лежали два основных постулата: первое - всё, что было связано с СССР, это страшное преступление против народа Латвии, на протяжении 50 послевоенных лет Латвия была оккупирована Советским Союзом, но народ Латвии никогда не прекращал борьбу против ненавистного советского режима и для латышей Вторая мировая война закончилась только в 1991 г. (и то не для всех) и второе - латышские легионеры СС никак не связаны с военными преступлениями Ваффен СС, они никогда не участвовали в карательных акциях, воевали только на фронте и не за идеалы гитлеровской Германии, а за восстановление независимости Латвийской Республики.

К 2014 г. эта пропагандистская кампания, в том числе на уровне школьного образования, принесла свои плоды, сформировав молодое поколение латышей, которое свято верит в названные выше идеологические постулаты. И именно молодое поколение латышей 16 марта каждого года, в День Латышского легиона СС, марширует теперь от Домской площади к памятнику Свободы в Риге.

Именно представители латышской молодёжи, объединившиеся в начале 2000-х гг. в организации «Всё - Латвии!», которая позднее была преобразована в политическую партию и сегодня представлена в латвийском парламенте, активно претворяют в жизнь лозунг «латышской Латвии», лозунг, которым в 1930-е гг. руководствовался авторитарный и этнократический политический режим Карлиса Ульманиса, а с началом нацистской оккупации Латвии этим же лозунгом руководствовались и местные нацистские коллаборационисты.

Как можно оценивать политику латвийских властей, направленную на ликвидацию школ с русским языком обучения? Как можно оценивать тот факт, что в Латвии русский язык объявлен иностранным, хотя свыше 80 процентов населения свободно говорит на русском языке, а для 28 процентов населения русский язык является родным? Как можно оценивать привлечение Полиции безопасности Латвии к тотальной зачистке школьных библиотек от идеологически вредной, по мнению властей, литературы? Безусловно, всё это есть не что иное, как проявление неонацизма.

Как можно оценивать распоряжение Министерства образования и науки Латвии, в категорической форме запрещающее ученикам и учителям участвовать в праздничных мероприятиях 9 мая? Как можно оценивать начатую латышскими СМИ кампанию по переформатированию смысла Георгиевских ленточек (в свете событий на Украине Георгиевская ленточка для отдельных латышей вдруг стала символом захватчика, символом русской агрессии)? И это, вне всякого сомнения, проявление неонацизма в современной Латвии.

А как оценивать постоянно звучащие в латышских СМИ призывы к сносу памятников советского времени, в том числе памятников Великой Отечественной войны, включая главный монумент - Памятник Освободителям Риги и Латвии от немецко-фашистских оккупантов в рижском Задвинье? И эти призывы есть не что иное, как проявление набирающего в Латвии силу неонацизма.

Наконец, как можно оценивать слова президента Латвии Андриса Берзиньша, призвавшего в радиопередаче 3 марта 2012 г. склонить головы перед латышскими легионерами? И это проявление неонацизма в современной жизни Латвийской Республики.

Следует честно признать, что в Латвии государство сегодня ведёт войну против русской лингвистической общины, и целью этой войны является не только тотальное уничтожение самой русской лингвистической общины, но и тотальное уничтожение прежней исторической памяти о Великой Отечественной войне, которая до 1988 г. скрепляла русскую и латышскую лингвистические общины. Целью этой войны является также тотальное уничтожение демократической идеологии и любых механизмов, обеспечивающих сохранение и защиту демократии.

Следует честно признать, что на международной арене Латвия сегодня выступает как геополитический союзник США в борьбе с Россией. Именно по этой причине Запад, и в первую очередь США, закрывает глаза на тот факт, что в Латвии набирает силу неонацистская идеология, в основе которой лежат, в первую очередь, русофобия и курс на политическую реабилитацию бывших нацистских коллаборационистов.

И не просто закрывает глаза, но если говорить о позиции США, то сегодняшняя Латвия для них - это образец демократического государства. Хотя на самом деле Латвия постепенно, но достаточно быстро становится неонацистским государством. Как и послемартовская Украина, признанная и всецело поддерживаемая Западом. Запад, как выясняется, неонацистские проявления вовсе не волнуют. Главное для него - это борьба с Россией! И нацизм для этого, может быть, и не вполне приличный, но зато вполне приемлемый для достижения поставленной цели союзник.

Что в этой ситуации делать? Как защитить не просто демократию, а мир в наших странах, а если говорить ещё точнее, жизнь наших народов от уничтожения фашистами, пока еще рядящимися (что в Латвии, что на Украине) в тогу приличных и благовоспитанных европейцев? Ситуация в Латвии, увы, сегодня не просто очень запущенная с точки зрения соблюдения норм демократии, но и ухудшается с каждым днём, с каждым часом. Не исключено, что уже в следующем парламенте и правительстве неонацисты будут играть определяющую роль. То есть, уже с октября 2014 г.

Первое - нельзя признавать выборы, проводимые в условиях сохранения массового безгражданства, отвечающими принятым в Европе стандартам демократии. В отличие от США, Европа на уровне ПАСЕ еще 8 ноября 2002 г. заявила, что в Латвии из-за сохранения массового безгражданства сформировался «долговременный дефицит демократии».

Второе - в межгосударственных отношениях России и Латвии необходимо вернуться к так называемому «пакетному принципу», или, говоря иначе, нужно развивать экономическое сотрудничество только при условии соблюдения Латвией общепризнанных в мировом сообществе норм демократии, включая соблюдение прав русской лингвистической общины.

Третье - необходимо резко усилить своё противодействие ведущейся против России информационной войне. Главное - нужно называть вещи своими именами, а именно: Латвия на протяжении всего периода существования Второй Латвийской Республики развивается как недемократическое государство, как государство, в котором определяющую роль играют тоталитарные и неонацистские политические тенденции. Сохранение такого вектора политического развития Латвийской Республики ставит под угрозу не только будущее русской лингвистической общины, но и будущее латышской нации.

*Правый сектор, запрещенная в России экстремистская организация — прим. RuBaltic.Ru