Политика Политика

Введёт ли ЕС санкции против Польши Качиньского?

Еврокомиссия пригрозила введением санкций против Варшавы, если новое польское руководство не откажется от реформы Конституционного суда. Это уже не первый случай, когда чиновники ЕС угрожают команде «Права и справедливости» санкционными мерами, однако едва ли дело в самом деле дойдёт до введения санкций: Польша Качиньского остаётся главным союзником США в Восточной Европе, восточным флангом НАТО, центром «сдерживания России», а значит, «нашим сукиным сыном».

В середине мая Еврокомиссия подготовила проект заявления по конституционному кризису в Польше, в котором (по «слитой» журналистам неофициальной информации из Брюсселя) объявляла, что реформирование Конституционного суда новым польским руководством создаёт угрозу верховенству права, а следовательно, и демократии в Польше. 18 мая в Еврокомиссии заявили, что подождут от польского правительства плана по разрешению конституционного кризиса до понедельника 23 мая и, если прогресса из Варшавы продемонстрировано не будет, предадут заявление об угрозе верховенству закона в Польше огласке. Данное заявление – не просто осуждающая декларация; оно имеет юридическую силу и является первым шагом в процессе пересмотра отношений Европейского союза со страной – членом ЕС. Следующим шагом будет предоставление рекомендаций Еврокомиссии по обеспечению принципа верховенства права. Если Варшава откажется от выполнения этих рекомендаций, то Брюссель может начать процедуру введения санкций и лишить Польшу права голоса в Совете ЕС.

Польский боевой характер в реакции на ультиматум из Брюсселя проявился в полной мере. «Польское правительство не будет подчиняться каким-либо ультиматумам и не позволит, чтобы полякам что-либо навязывали», – заявила на заседании Сейма 20 мая премьер-министр Польши Беата Шидло. Этот раунд поединка партии Качиньского с евробюрократией остался за Варшавой: 23 мая официальный представитель Еврокомиссии Маргаритис Схинас заявил, что заявлений об угрозе верховенству права в Польше пока публиковать не планируется, Еврокомиссия продолжает с Польшей конструктивный диалог и никому никаких ультиматумов не ставит.

Спустя неделю с лишним начался новый раунд польско-брюссельского противостояния. Вчера из Еврокомиссии в Варшаву выслали официальное предупреждение о том, что реформа Конституционного суда угрожает функционированию демократии в Польше.

Теперь Европейский союз имеет основания разворачивать процедуру введения санкций против Варшавы.

«Брюссель дал негативную оценку соблюдению верховенства права в Польше, что может привести к введению Еврокомиссией санкций против Варшавы в том случае, если она откажется отменить спорные изменения в польском Конституционном суде», – пишет о конфликте Financial Times, с тревогой отмечающая, что нынешнее резонансное противостояние между Брюсселем и Варшавой может вбить клин между ЕС и самым важным восточным членом Союза.

Тревога ведущего британского делового издания понятна: даже при желании нельзя было придумать более неудачное время для польско-брюссельского противостояния. Месяц остаётся до Варшавского саммита НАТО, на котором должны быть подтверждены важнейшие решения по «сдерживанию России» путём увеличения военного присутствия Альянса в Восточной Европе. Польша играет в этом процессе ключевую роль: это крупнейшая страна НАТО в Центральной и Восточной Европе, «восточный фланг НАТО», главный союзник США в регионе, главный лоббист и «оператор» политики милитаризации. В конце концов, это страна-хозяйка Варшавского саммита! Как его проводить и убеждать на нём страны Западной и Южной Европы в необходимости активизировать политику «сдерживания» Москвы, в то время как Брюссель вводит против Польши санкции за отход от демократии и европейских ценностей, по Варшаве маршируют грандиозные манифестации сторонников оппозиции, а польское общество в отношении руководства страны раскололось примерно поровну?

Однако именно статус восточного фланга НАТО и положение «любимой жены падишаха», то есть главного регионального союзника США, заинтересованных в выполнении Польшей геополитических функций «сдерживания России» и разделения России и Западной Европы во главе с Германией, дают команде Ярослава Качиньского надежду выиграть битву с евробюрократией и польской либеральной оппозицией, добившись контроля над Конституционным судом и избежав введения санкций.

Два года назад Европейский союз грозился ввести и не ввёл санкции против Венгрии, в которой идеологически близкие «Праву и справедливости» правые консерваторы из партии «Фидес» отошли от принципа светского государства, запретили аборты и расширили юрисдикцию Будапешта за пределы государственной границы Венгрии, де-факто распространив её на все территории, на которых живут мадьяры. И это не говоря уже о том, что правительство Виктора Орбана, в отличие от «аватаров Качиньского», все годы конфликта Запада и России считалось слабым звеном в «европейском единстве». Профессиональные русофобы из США и ЕС в 2014–2015 годах ожидали от Будапешта самого страшного – блокирования продления санкций против России или признания Крыма российским в обмен на вхождение в состав Венгрии украинского Закарпатья. И при всём этом разговоры о санкциях против Будапешта и изгнании Венгрии из ЕС остались только разговорами.

Да что там Венгрия!

Если за 12 лет членства в ЕС оттуда не выгнали Прибалтику, элиты которой давали для этого основания с завидной регулярностью, то никаких европейских ценностей, кроме геополитики, в международных делах Евросоюза не существует.

Здесь стоит вспомнить события 15-летней давности, когда в Брюсселе вынуждены были признавать несоответствие стран Прибалтики условиям членства в ЕС (Копенгагенским критериям), однако в 2004 году Эстония, Латвия и Литва всё равно оказались в Евросоюзе и НАТО. Почему? Одна из причин – потому что НАТО в таком случае получал выход к границам России.

В следующем десятилетии та же история повторилась с Грузий, Молдавией и Украиной, которые явно не соответствовали званию ассоциированных членов ЕС, но с которыми тем не менее были подписаны соглашения об ассоциации с публичной аргументацией «ради победы в геополитической игре с Россией». История с «Восточным партнёрством» ярче всего показала, что тема европейских ценностей во внешней политике ЕС превратилась в фарс. В 2013 году все желающие могли бесплатно наблюдать этот цирк с конями в отношениях Евросоюза и Украины, когда европейцы последовательно отказались от всех своих европейских ценностей, выдвинутых в качестве условий ассоциации Украины с ЕС («список Фюле»), до последней минуты Вильнюсского саммита называли украинского президента Януковича «европейским лидером» и «договороспособным партнёром» и лишь на следующий день после провала саммита вдруг «прозрели», разглядев криминальную сущность режима Януковича.

Так что Ярославу Качиньскому и его воспитанникам в Бельведерском дворце и правительстве Польши не о чем волноваться. Да, они идут ва-банк, но риск вполне оправдан. Весь сыр-бор с политическим кризисом в Польше и в польско-брюссельских отношениях связан со стремлением перехватившей в прошлом году все властные высоты партии «Право и справедливость» лишить оппозицию последнего инструмента влияния на новый политический курс, установив контроль над Конституционным судом.

Если бы не оголтелая правоконсервативная критика командой Качиньского современной Европы и не осознанное стремление к конфронтации с Брюсселем и Берлином, Евросоюз в «польско-польский конфликт» и вмешиваться бы не стал – уж слишком ничтожен повод.

Евросоюз принял в свой состав, не наложил санкции и не выгнал страны, в которых существует такое дикое и немыслимое в Европе XXI века явление, как институт неграждан – постоянных жителей Латвии и Эстонии, лишённых в своих странах гражданства и с ним фундаментальных политических прав. Евросоюз до последнего хотел подписать ассоциацию с уголовником Януковичем, режим которого был целиком построен на коррупции и именовался украинцами не иначе как «паханат». А затем подписал-таки ассоциацию с Украиной Майдана – страной, бросившей танки на свой регион за то, что тот потребовал федерализации, а также налоговой, культурной и языковой автономии.

О чём после этого беспокоиться Польше Качиньского? «Да, он сукин сын. Но он наш сукин сын!» Евроатлантический.

Поэтому если в канун Варшавского саммита Брюссель всё же начнет полноценную санкционную войну против «восточного фланга НАТО» и главного союзника США в Центральной и Восточной Европе, то вопросы возникнут не к Варшаве, а к Брюсселю.