Политика Политика

Эксперт: Прибалтике нечему научить постсоветских соседей

Создание Евразийского экономического союза открыло новый путь для экономического развития стран постсоветского пространства. Однако именно от некоторых стран этого региона, Прибалтики, сейчас доносится наиболее агрессивная критика данного проекта. О том, что же такое на самом деле евразийская интеграция, как она сочетается с Европой, и почему Прибалтика пытается создать ложный образ Евразийского союза вместо того, чтобы на нём заработать, порталу RuBaltic.Ru рассказал генеральный директор Института ЕврАзЭС, экс-депутат Государственной Думы, а также член бюро Научного совета по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, модернизации, конкурентоспособности и устойчивому развитию Российской Академии наук Владимир ЛЕПЕХИН. Предлагаем вашему вниманию продолжение беседы (начало здесь):

- Владимир Анатольевич, могут ли всё же балтийские республики найти какую-то выгоду от соседства с ЕАЭС?

- Реальная проблема заключается в том, что этим странам нужно развиваться. А это можно сделать, занимая нейтральную позицию и хорошо относясь как к ЕС, так и к другим партнёрам, которые могут помочь развитию этих стран. Для неполитизированных элит этих стран выгодно строить такую экономику, которая позволяет зарабатывать на транзите российских товаров. У этих трёх республик колоссальный потенциал для развития, но только если будет работать здравый смысл.

Всем хочется, чтобы у нас были дружественные государства и нормальное экономическое взаимодействие.

- И Прибалтика, и Украина находятся на разломе двух геоэкономических пространств. Может быть, такое особое положение требует какой-то особой модели развития в нынешних условиях, а не просто евроинтеграции или евразийской интеграции?

- Да, конечно. Суверенитет же всем интересен. Когда элиты этих стран поймут, в чём его ценность, и будут думать не о своих личных интересах, а об интересах страны, то может возникнуть совершенно другая модель. Это может случиться, поскольку старая модель постепенно не развивается и уходит. Скоро начнутся и миграционные проблемы.

Например, я недавно летел в Литву, и весь самолёт был заполнен людьми из Средней Азии. Возможно, это была рабочая сила. Когда они проходили паспортный контроль, их пропускали быстро и без вопросов, а когда я показал им российский паспорт, меня держали два часа и не пускали в Литву. Это же тоже проблема. Русское население составляет большую часть населения и является демографическим и рабочим ресурсом. Тем не менее, этот ресурс игнорируется, миграционная политика ведётся таким образом, что происходит уменьшение коренного населения стран, которое будет замещаться населением из Средней Азии.

- Как Вы думаете, опыт Прибалтики может быть полезен для евроинтеграции Украины или хотя бы Молдавии и Грузии?

- В экономическом смысле я не вижу ничего полезного, потому что все преимущества, которые были у Прибалтики в постсоюзное время и которые она могла бы использовать, она не использовала. Например, порты, через которые можно было наладить движение товаров; заводы, которые прекратили своё существование.

Опыт финансовых институтов, операций с чёрным налом и с оффшорными зонами у Латвии может пригодиться Молдове, которая тоже может на этом зарабатывать. Но это если Европа захочет сделать зону в Молдове, чтобы отмывать там деньги.

В отношении же евроинтеграции, я считаю, этим странам уже ничего не поможет. Опыт евроинтеграции заключается в том, что выигрывают крупные игроки. 

Это делается, чтобы выиграли объединители, а именно банкирская система. Делается пирамида, которая позволяет обеспечивать управление через финансовые институты. Поэтому выигрывает МВФ, Всемирный банк и вообще международное европейское банкирство. Выигрывают крупные государства, которые имеют большие лоббистские возможности в Европарламенте и Еврокомиссии.

Маленькие страны, особенно не в центре Европы, оказываются периферийными игроками и периферийными экономиками. Они все «под одну гребёнку». Греция, Португалия, Испания, Венгрия, Румыния находятся в такой ситуации, что стали периферийными экономиками. В этом смысле любая страна, приходящая с евразийского пространства, вливается не в Европу, а в периферийную экономику Европы и передаёт систему управления финансами внешнему игроку. А дальше она вынуждена передать управление Всемирному банку: все активы этой страны должны принадлежать европейской элите. Если они сочтут нужным сохранить там какое-то производство, то они это сделают, но в этом нет смысла, потому что оно переносится в страны Азии с дешёвой рабочей силой.

Поэтому нужен только рынок потребителей. Так и оцениваются страны: в Украине 45 миллионов потребителей, это большой рынок, поэтому за него нужно бороться. Нужно, чтобы люди там получали профессию продавца или кассира, что-то в сфере услуг, и всё.

Для Молдавии есть опыт Греции или Боснии, вот это и есть европейский опыт. Боснию присоединили, а сейчас там нет промышленности, она вся рухнула. Население безработное, и никто ничего не может сделать, потому что Брюсселю не нужно поднимать их экономику. Поэтому боснийцы уезжают, куда только можно.

- А вообще евроинтеграция этих республик (Украина, Молдавия, Грузия) теперь уже необратимый процесс, на Ваш взгляд?

- Думаю, что в краткосрочной перспективе он необратим, потому что всем хочется «войти в эту воду». Складывается ситуация отторжения коммунизма и Советского Союза и создания притягательного образа Европы. Но они же не знают последствий. Кто-то может догадываться, но на себе они ещё этого не чувствовали. Поэтому процесс необратим, они всё равно туда войдут, а потом уже будут оценивать. 

В итоге эти республики либо смирятся и скажут, что их всё устраивает, либо захотят суверенитета, и начнутся волнения. Будут разные модели поведения, но они точно будут стремиться к евроинтеграции.

Это не вопрос государства или населения, это вопрос элит. Элиты идут туда, где им дают больше денег, лично им. А дают-то им средства за продажу собственной страны Европе. Поэтому элиты Укрины и Молдавии продают свои страны в обмен на деньги, политическую поддержку и так далее.

А Россия же не даёт денег, а только ведёт какие-то разговоры о ценностях, говорит о будущем. Элитам это не нужно, потому что им выгодно продавать страну. Обратный процесс возникнет, когда начнётся кризис в ЕС. Какие-то страны, возможно, выйдут из Евросоюза.

- На Ваш взгляд, насколько реальны перспективы хотя бы в долгосрочном плане интеграции европейского и евразийского экономических пространств? То есть вот та идея о едином пространстве от Лиссабона до Владивостока – она реальна?

- Это возможно, когда в Евросоюзе победят прагматики. Сейчас возникают противоречия между политической частью, которую контролируют американцы и евробанкиры, и сопротивлением в виде экономической элиты и бизнеса, которым это всё не нужно, им нужно развиваться. 

Если «партия мира» победит этих болтунов, демагогов и провокаторов, то встанет вопрос: как наладить отношения с ЕАЭС? Просто потому, что там рынок, перспективы развития. Европа может развиваться за счёт ЕАЭС, чего не хотят американцы. 

А для Европы следующий этап развития связан с тем, что они входят на евразийский рынок. Это будет качественный скачок, и я думаю, что спасение мира в этом. 

Во-первых, это трансформация ЕС в пользу прагматичной части. А во-вторых – взаимодействие с Евразийским экономическим союзом. Мир поодиночке никто из нас не спасёт, должно быть движение навстречу друг другу Европы и Евразийского союза на основе ценностей и нормального экономического интереса.