Политика Политика

Поезд ушел: для Прибалтики нет места в проекте «Нового Шелкового пути»

В Латвии 

заинтересовались «Новым Шелковым путем»
 — грандиозным китайским проектом возрождения Великого шелкового пути в виде 
торгово-транспортных
 коридоров, по которым китайские товары будут переправляться через всю Евразию. Однако Латвия, так же, как и Литва с Эстонией, со своим интересом к проекту безнадежно опоздала, за что жители должны быть благодарны политическому руководству своих стран. Именно прибалтийские элиты все последние годы демонизировали внутри своих стран и на Западе евразийскую интеграцию, называя её возрождением «тоталитарной советской империи», и именно правящий класс Прибалтики сделал всё, чтобы лишить Литву, Латвию и Эстонию транзитного потенциала, хотя их предупреждали, что это будет разрыв логистических связей не только с Россией, но и вообще с Востоком.

«Новый Шелковый путь» — это один крупнейших инфраструктурных международных проектов в истории. Его предложил Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин в 2013 году. Реализация проекта займет несколько десятилетий, по самым приблизительным подсчетам его стоимость составит сотни миллиардов долларов. Автомобильные, железнодорожные, трубопроводные транспортные коридоры протянутся из Китая на запад через всю Евразию, затронув также Северную Африку.

Этот беспрецедентный в мировой истории инфраструктурный проект кардинальным образом изменит экономическую и политическую ситуацию в регионах сразу трех континентов: по пути прохождения транспортных коридоров будут установлены самые современные коммуникации, в безлюдные до той поры местности придёт цивилизация, будут построены города. В перенаселённых же регионах появятся рабочие места и социальные лифты для молодежи. Не менее важен политический эффект от возрождения на новом уровне Великого Шелкового пути. Китай и другие участники проекта будут кровно заинтересованы в поддержании политической стабильности в тех странах, по которым будут проходить торгово-транспортные пути, поэтому неизбежно будет происходить объединение международных усилий по предотвращению государственных переворотов, гражданских войн, борьбе с религиозным экстремизмом и крупным криминалом в хронически нестабильных государствах Азии и Африки.

В некотором смысле «Новый Шелковый путь» — это главное, что происходит в сегодняшнем мире. В стратегической перспективе именно реализация этого проекта будет определять жизни Европы, Азии и Северной Африки. Поэтому будущее целого ряда стран на трех континентах во многом будет зависеть от того, решили ли их правящие элиты участвовать в инициированном Китаем проекте или нет. Решение о участии/неучастии в «Новом Шелковом пути» — универсальный индикатор, позволяющий оценить интеллектуальный уровень истеблишмента в более чем полусотне стран, которые могли бы так или иначе принять участие в проекте.
Например, от Евросоюза в проекте согласились участвовать 10 стран, вошедших в число 58 стран-учредителей Азиатского банка инфраструктурного развития, через который будет финансироваться строительство «Великого Шелкового пути 2.0». Это Великобритания, Франция, Нидерланды, Германия, Италия, Люксембург, Дания, Испания, Португалия и Польша. Участвуют также не входящие в ЕС, но входящие в НАТО Исландия и Норвегия. Участвуют даже не имеющие отношения к грандиозному китайскому проекту чисто в силу географии союзники США в Тихоокеанском регионе: Австралия, Новая Зеландия и Южная Корея.

На постсоветском пространстве особая роль в процессе создания нового Шелкового пути отведена трем странам Евразийского экономического союза — России, Белоруссии и Казахстану. Россия — один из крупнейших потребителей китайской продукции, поэтому крупнейший из торгово-транспортных коридоров будет проходить по российской территории — прямо через Москву в сторону Белоруссии. Белоруссии же предлагается стать грандиозным перевалочным пунктом между Востоком и Западом: сейчас под Минском идёт строительство Китайско-белорусского индустриального парка «Великий Камень», который, по заявлению председателя КНР Си Цзиньпина на майской встрече с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, должен стать «жемчужиной» экономического пояса нового Великого шелкового пути.

По всей экономико-географической науке, после Минска китайский товаропоток должен бы экспортироваться в страны ЕС через прибалтийские порты. Но здесь возникает проблема.

Все три балтийские республики относятся к тем странам, которые не участвуют в проекте «нового Шелкового пути»: прибалтийские элиты относятся к тем самым «стратегам», которые до последнего времени вовсе не интересовались этим проектом и, возможно, даже о нем не знали.

Сейчас, похоже, спохватились и заинтересовались. «Стратегические страны «Нового шелкового пути» — Китай, Россия, Казахстан, Беларусь, и следующим этапом запланирована Европа. «Великий камень» может открыть возможность для «Latvijas dzelzceļš» принять участие в обслуживании грузопотока. Так как у Беларуси нет выхода к Балтийскому морю, белорусы вместе с китайцами его ищут. Правда, альтернатив не так много: либо Латвия, либо литовская Клайпеда», — пишет проправительственная латвийская газета Diena по итогам посещения латвийской делегацией международной выставки «Транспорт и логистика» в Минске.

При этом Diena не упоминает, что латвийским портам и Клайпеде бессмысленно конкурировать между собой за китайский грузопоток, потому что и Латвия, и Литва от участия в проекте «Нового шелкового пути» отказались. Тогда как Россия и Польша вошли в число стран-учредителей Азиатского банка инфраструктурного развития.

Поэтому само собой разумеется, что после Белоруссии «Великий шелковый путь 2.0» пройдет в страны-пайщики проекта, и китайские грузы если и будут транспортироваться по Балтийскому морю, то через польский Гданьск и российский Калининград, а никак не через Клайпеду с Ригой.

К этому надо добавить, что балтийские страны последние несколько лет упорно демонизировали у себя и на международной арене евразийскую интеграцию, называя её не иначе, как«возрождением тоталитарной советской империи», которое якобы создаёт угрозу европейскому выбору бывших советских республик и бросает вызов безопасности всей Единой Европы. Все эти годы Литва, Латвия и Эстония отказывались не только участвовать в евразийских интеграционных проектах (им этого никто и не предлагал), но и искать формат сотрудничества с Евразийским экономическим союзом. Между тем сопряжение проектов Евразийского союза и «Нового Шелкового пути» уже официально заявлено и подтверждено.

Кстати, у поляков риторика по отношению к России и евразийской интеграции всё это время не сильно отличалось от прибалтийской. Однако польский истеблишмент в очередной раз поразил наблюдателей своей хитростью и наличием стратегического мышления при, казалось бы, полном наборе всех восточно-европейских фобий. Да, польские элиты не хуже прибалтийских кричали «старой Европе» про «возрожденный Мордор», «неоимперские амбиции» и «русскую угрозу», но они же без всякого шума интересовались всеми стратегическими проектами на Востоке и записались в число пайщиков «Нового Шелкового пути».

Прибалтийские же элиты отдались истерикам на тему «гибридных войн» и «зеленых человечков» целиком и полностью — отдавали этому процессу всех себя без остатка. И вот результат — их страны лишились миллиардов долларов ежегодных прибылей, и будущее человечества в очередной раз пройдёт мимо Прибалтики.