Политика Политика

Лукашенко недоволен Москвой: три сценария развития отношений России и Беларуси

Информационный фон белорусско-российских отношений в начале наступившего года остается крайне напряженным. Становится очевидно, что участники Союзного государства подошли к необходимости стратегического выбора модели дальнейшего развития двусторонних отношений. Аналитический портал RuBaltic.Ru рассмотрел три сценария развития отношений Беларуси и России в новом году.

Очевидно, что негативный информационный фон белорусско-российских отношений — это результат того, что переговоры о компенсации бюджетных потерь для Беларуси вследствие налогового маневра в российской нефтяной отрасли не принесли каких-либо ясных результатов. Причем внутри Беларуси наиболее обсуждаемой темой стали не сами по себе финансовые противоречия с Россией, а то, как экономические взаимоотношения двух стран будут увязываться с перспективами политической интеграции.

Поводом для этого послужил ряд высказываний российских официальных лиц, в том числе премьер-министра Дмитрия Медведева, сделанных в конце минувшего года. Собственно говоря, именно Медведев обозначил два основных сценария, в рамках которых могут развиваться отношения Беларуси и России в ближайшем будущем: консервативный, то есть все остается примерно так, как оно есть сейчас, либо углубленная политическая и экономическая интеграция в рамках Союзного государства с созданием наднациональных органов, введением общей валюты, общим таможенным, визовым пространством и внешней политикой.

Правда, российский премьер не упомянул еще один сценарий, обсуждаемый довольно часто, особенно в последнее время: это «уход» Беларуси на Запад и демонтаж существующих интеграционных договоренностей.

Сценарий 1. «Уход» Беларуси на Запад

Спекуляции на эту тему не прекращаются с 2014 года, когда стали очевидны внешнеполитические расхождения между Москвой и Минском. В контексте последних событий масла в огонь подлила довольно резкая реакция белорусской стороны на российские предложения об углубленной интеграции с акцентированием темы белорусского суверенитета как непреложной ценности.

На фоне наращивания дипломатических контактов Минска с США и активной информационной кампании в западных СМИ в поддержку белорусского суверенитета и против «империалистических посягательств» России может показаться, что сценарий «ухода на Запад» не такой уж нереалистичный. Однако нельзя забывать, что возможности маневра на западном направлении для Беларуси по-прежнему крайне ограничены, поскольку там, как и раньше, воспринимают политическую систему республики как «авторитарную» и не соответствующую западным стандартам демократии и прав человека.

Показательна в этой связи наделавшая много шума в русскоязычном интернете статья Анны Эпплбаум в The Washington Post, где она называет белорусского президента Александра Лукашенко не иначе как «диктатором».

Кроме того, Западу важна белорусская государственность не сама по себе, а только как противовес России. Никакой позитивной программы, способной компенсировать разрыв связей с Москвой, ни ЕС, ни США предложить Беларуси не способны.

«Поворот на Запад» будет означать для Беларуси масштабную дестабилизацию социально-экономической и политической систем, и этого не могут не понимать в Минске. Поэтому гипотетический разворот возможен разве что в случае революционного сценария на манер украинского майдана, который, однако, в обозримой перспективе в Беларуси никак не просматривается.

Сценарий 2. Углубленная политическая и экономическая интеграция в рамках Союзного государства

Что касается «позитивного» сценария углубленной интеграции, то и он представляется в ближайшей перспективе маловероятным. И дело не столько в пресловутом налоговом маневре, который является лишь внешним проявлением фундаментальных, структурных противоречий между Беларусью и Россией по поводу самого формата интеграции. Для белорусской стороны принципиально важно соблюдение суверенитета и равноправия сторон в рамках интеграции.

Не против этого принципа и Россия. Закреплен он и в Договоре о создании Союзного государства. Однако общего понимания этого самого равноправия у сторон, очевидно, нет. И главной проблемой здесь является крайняя неравнозначность субъектов интеграции.

Принцип формального равенства при объективном неравенстве потенциалов государств-участников — мина под любым проектом межгосударственной интеграции.

Собственно говоря, остается открытым сам вопрос: а возможно ли в принципе подлинно равноправное объединение объективно неравновесных государств либо суверенитет «малых» участников интеграции будет неизбежно размываться в пользу более сильных?

Раньше в качестве успешного примера решения этой дилеммы приводили ЕС, но сегодня очевидно, что и он не нашел удовлетворительной формулы, как объединить на равных объективно неравные государства. Сегодня ЕС находится ровно перед той же вилкой возможностей, что Россия и Беларусь: либо углубление интеграции с неизбежными «жертвами» в области суверенитета, либо стагнация или даже откат интеграционных процессов.

Сценарий 3. Сохранение имеющихся отношений между Россией и Беларусью

Учитывая вышесказанное, консервативный сценарий белорусско-российских отношений представляется наиболее реальной перспективой. Однако это не означает автоматического сохранения статус-кво, который не удовлетворяет, кажется, всех.

Так, в Беларуси в очередной раз озаботились снижением экономической зависимости от России, в том числе в сфере нефтяных поставок. Эта тема возникает всякий раз, когда в двусторонних отношениях появляются какие-то трудности.

Однако при этом забывают, что и Россия проводит точно такие же мероприятия по снижению своей зависимости от Беларуси и других евразийских партнеров.

На белорусском направлении это прежде всего снижение зависимости от нефтегазового транзита, а также от белорусских производителей в сфере ВПК (колесные тягачи для российских ракетных комплексов) или сельском хозяйстве.

Все это вовсе не означает отказа от интеграции как таковой. Однако в ее рамках стороны будут исходить исключительно из собственного, довольно узкого понимания национальных интересов, а также стремиться создать «подушку безопасности» в виде альтернативных политико-экономических связей на случай кризиса с партнерами по интеграции. Безусловно, все это превращает белорусско-российскую интеграцию в весьма проблемный и турбулентный процесс.
Читайте также
11 января 2019
Национальная комиссия Украины по энергетике решила вдвое снизить тарифы на транзит газа через украинскую газотранспортную систему.
11 января 2019
Один из лидеров белорусской оппозиции предложил выдвинуть Светлану Алексиевич единым кандидатом в президенты Беларуси от оппозиционных сил.
11 января 2019
Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс раскритиковал идею создания единой армии Евросоюза (ЕС) за несоответствие интересам США.
12 января 2019
Государственный секретарь США Майк Помпео заявил, что США проведут в Польше международный саммит по вопросам содействия в установлении стабильности на Ближнем Востоке.