Политика Политика

Правозащитник: руководители Латвии должны предстать перед Международным уголовным судом

В Международный уголовный суд (МУС) поступило обращение с просьбой начать делопроизводство в отношении правящего класса Латвии. В пятидесятистраничном заявлении на имя прокурора МУС описываются «преступные деяния» республиканских «верхов» против русскоязычного населения за последние пятнадцать лет. О сути и перспективах этого обращения аналитический портал RuBaltic.Ru поговорил с его автором, латвийским правозащитником Александром ГАПОНЕНКО:

— Г‑н Гапоненко, что побудило Вас обратиться в Международный уголовный суд?

— Я давно занимаюсь защитой прав русских в Латвии. Отчаялся добиться хоть каких-то результатов в рамках национальной правовой системы, поскольку она полностью подчинена интересам правящей латышской элиты, которая уже четверть века преследует русское население и построила для этого соответствующую систему институтов и законов — систему апартеида.

Александр Гапоненко

— Расскажите о сути своего заявления. В чём обвиняете латвийских правящих, какие доказательства?

— В заявлении я привожу факты преследования русского населения: кражи гражданства, уничтожения институтов воспроизводства русской этнической идентичности, лишения права учить детей на родном языке, общаться в общественном пространстве на русском. Описаны факты дискриминации на работе, при распределении материальных благ, доходов. 

Отдельно описаны преступления, которые совершали руководители Полиции безопасности страны Янис Рейникс и Нормунд Межвиетс. Факты изложены на полусотне страниц заявления, по каждому даны ссылки на законы, официальные документы, публикации в СМИ, материалы уголовных и административных дел, отчеты Полиции безопасности.

В иске в общем-то известные факты дискриминации русского населения описываются юридическим языком. 

И тогда некий процесс восстановления гражданства довоенной республики называется кражей гражданства, называется, кто виновен в этой краже, определяется, кто жертва и какой ущерб ей нанесен.

Тогда размещение фотографий русских активистов в годовых отчетах Полиции безопасности со страшными подписями есть не что иное, как стигматизация, а подлые проделки по запрету сдачи помещений в аренду русским организациям есть разрушение социальных институтов, направленных на воспроизводство русской идентичности.

Всему есть свое правильное наименование.

После такого рода классификации элементов действий латышской правящей элиты уже нельзя говорить, что ежегодные шествия легионеров войск ваффен СС в Риге 16 марта есть невинные походы старичков помянуть своих товарищей.

Нет, это демонстрация русским жителям готовности части правящей элиты ЛР повторить этнические чистки. Ведь именно этим занималась часть легионеров в годы войны.

Доказательную базу можно расширять до бесконечности. Вопрос в том, захочет ли прокуратура МУС вообще рассматривать проблему.

— Значит, на перспективы возбуждения уголовного дела Вы смотрите без оптимизма?

— Практика нынешнего состава МУС заключается в том, что преследованию подвергаются пока только властные элиты африканских стран. Суд делает вид, что в Европе, а тем более США правящая элита преступлений против человечности не совершает, системы апартеида не строит.

Так что большой надежды на возбуждение уголовного процесса нет. Однако обратить внимание мировой общественности на преступность правящей элиты Латвийской республики вполне можно.