Политика Политика

Администрация Трампа снизит политический вес Прибалтийских республик

Дональд Трамп продолжает формировать новую администрацию Белого дома. Критики американского президента уже ругают будущий кабинет за его слишком «пророссийский» характер. Состав администрации – сигнал, Трамп действительно намерен пересмотреть отношения с Москвой. Политический вес прибалтийских «сдерживателей» России, не обладающих потенциалом для позитивного воздействия на ситуацию, обещает быть максимально снижен.

Одиозный миллиардер представил своего основного фаворита на пост госсекретаря. За внешнюю политику в кабинете Трампа, вероятно, будет отвечать Рекс Тиллерсон, исполнительный директор крупнейшей в мире частной нефтяной компании ExxonMobil.

Западные СМИ уже прозвали Тиллерсона «другом Владимира». «Тиллерсон больше контактировал с Владимиром Путиным, чем любой другой американец, если не считать Генри Киссинджера», – цитирует Wall Street Journal

Джона Хамре, бывшего замминистра обороны в правительстве Клинтона. В 2012 году после заключения сделки ExxonMobil с «Роснефтью» президент Путин лично вручил топ-менеджеру и завсегдатаю Петербургского экономического форума орден Дружбы. Компании начали совместный проект по проведению буровых работ в Арктике, в Карском море, договорились производить разведку месторождений сланцевой нефти на арктических шельфах в Западной Сибири и глубоководных шельфах в Чёрном море. Но тут вступают в силу санкции. Сотрудничество приходится приостановить.
Ничего удивительного, что после такого Тиллерсон выступает против экономического сдерживания России. «Мы обычно не поддерживаем санкции, – говорил топ-менеджер в 2014 году от лица компании, – потому что не считаем их эффективными, если они не применяются очень вразумительно, а это очень сложно сделать».
Рекс Тиллерсон

«Ястребиной» части американского истеблишмента кандидатура Тиллерсона, конечно же, пришлась не по вкусу. «Меня очень беспокоит то, что у него настолько близкие личные отношения с Владимиром Путиным», – поделился переживаниями давний «доброжелатель» России сенатор Джон Маккейн. «Я не жду от государственного секретаря, что одним из его основных качеств является то, что он “друг Владимира”», – написал в «Твиттере» бывший кандидат в президенты Марко Рубио.

Исполнительный директор ExxonMobil далеко не единственный кандидат в будущий кабинет Трампа, которому вменяют в вину «пророссийскую» ориентацию. Пресс-секретарём президента США станет знаменитая теле- и радиоведущая Лора Ингрем, бывший спичрайтер Рональда Рейгана, усыновившая двух детей из России.

Должность советника по национальной безопасности Трамп предложил генералу Майклу Флинну – бывшему главе военной разведки США, уволенному за разногласия с администрацией Обамы. Вопреки западному мейнстриму, Флинн воспринимает Россию не как угрозу, но как стратегического союзника США в преодолении общих вызовов. «Идея о том, что мы неспособны работать вместе, неправильна», – утверждал генерал. «Европа никогда не стала бы той процветающей Европой, которой она сегодня является, если бы не было сотрудничества России и США 75 лет назад», – рассказывал Флинн в другом интервью.

«Пророссийский революционный комитет», который формирует Трамп, не может не беспокоить младших союзников США в восточной Европе. «Пока что о будущем госсекретаре мы знаем мало, но надеемся, что наши друзья в США помогут ответить на возникающие вопросы», – поспешил выразить обеспокоенность директор литовского Центра восточноевропейских исследований Линас Кояла. «Конечно, он, как глава Exxon, имеет связи с Россией. Но я думаю, что все наши знания об этих связях поверхностны, а критически в отношении него настроенные члены Сената Джон Маккейн и Марко Рубио в своих вопросах попытаются выяснить гораздо больше», – выразил надежду политический обозреватель.

Опасения Коялы понятны. Центр восточноевропейских исследований, где служит эксперт, работает в интересах литовских консерваторов, идея фикс которых – сдерживать Россию. 
Линас Кояла

В рамках этого Центра прорабатывалась платформа европредседательства Литвы в 2013 году, в рамках которой приоритетом Вильнюсского саммита «Восточного партнёрства» стало противодействие евразийской интеграции и насильственное втаскивание Украины в евроатлантическую орбиту. Центр активно продвигал в СМИ идею участия России в формировании ИГИЛ, страшил общественность планами Кремля по организации белорусского «майдана». Совместно с МИД Литвы центр организует Вильнюсский форум интеллектуалов, куда съезжаются оппозиционеры из России и Беларуси. В общем, к восточному соседу Кояла и его контора, как, впрочем, и вся «заточенная» под президента Грибаускайте литовская дипломатия, а также дипведомства прибалтийских соседей, настроены не очень-то комплиментарно.

Что может быть страшнее Трампа для подобных местечковых вершителей региональной внешней политики? Лишь то, что новоизбранный президент США не окажется простым популистом, а действительно начнёт выполнять заявленную программу, в которой, помимо прочего, значится и нормализация отношений с Кремлём. И Трамп начинает, причём еще до инаугурации, формируя под это кабинет. 

Неприятные новости для профессиональных борцов с русской угрозой, сидящих на хорошей зарплате.

Несистемный Дональд Трамп – тот лидер, который способен преодолеть сопротивление институтов, уже «заточенных» на сдерживание, пересмотреть отношения с Россией и даже перенастроить НАТО под новые вызовы. Прибалтийский политикум не обладает соответствующим доверием и потенциалом для налаживания отношений с Москвой, не является инструментом позитивного воздействия на ситуацию и поэтому должен быть отправлен в утиль. Политический вес литовских, латвийских и эстонских сдерживателей России будет максимально снижен новой администрацией Трампа.