Политика Политика

Срыв президентских выборов на Украине: готов ли Порошенко пойти ва-банк

Чем меньше времени остается до президентских выборов на Украине, тем чаще кандидаты в президенты используют против конкурентов силовые методы. В стране раскручивается спираль насилия, и это, по мнению целого ряда украинских экспертов, может стать причиной срыва выборов президента. Насколько реален такой сценарий, разбирался аналитический портал RuBaltic.Ru.

В последние годы для большинства украинских политических сил и проектов стало нормой создание собственного силового крыла. Этот же тезис применим к региональным чиновникам. Они обзаводятся персональными «муниципальными стражами». Основу этих парамилитарных формирований составляет молодежь, которая использует членство в них в качестве социального лифта.

В ходе избирательной кампании на «активистов», существующих в большинстве своем под прикрытием официальных силовых структур, возлагается задача ограничивать возможности «не тех» кандидатов, вести агитационную кампанию и проводить встречи с избирателями, не давать размещать рекламную продукцию и, при наихудшем сценарии, контролировать процесс подсчета голосов и оглашения «правильных» результатов на конкретных участках и в округах.

Инциденты последних недель, когда «активисты» устраивали провокации и пытались срывать мероприятия с участием кандидатов в президенты Юлии Тимошенко, Владимира Зеленского

и Александра Вилкула, стали неотъемлемой частью избирательной кампании.

Самым громким эпизодом, безусловно, оказалась стычка между праворадикалами и полицией в центре Киева, имевшая место после предвыборного митинга Тимошенко.

Это дало многим украинским экспертам повод говорить о начале реализации сценария срыва президентских выборов ввиду раскручивания спирали насилия и масштабирования акций прямого политического и социального действия, в которые будут вовлечены радикалы различных мастей.

Молодчики из неонацистской группировки С14, пришедшие на митинг Тимошенко 9 февраля с целью провокации, были заблокированы и задержаны полицией / Фото: ukraina.ru

Чтобы ответить на вопрос, насколько реален сценарий срыва выборов, сперва необходимо определиться, что подразумевать под термином «срыв». То, что выборы не пройдут на каких-то территориях или округах, в результате чего не будут признаны состоявшимися?

Нет, в избирательном законодательстве отсутствуют пункты о том, что выборы признаются несостоявшимися, если голосование не было организовано в том или ином округе. Равно как и отсутствует пункт об обязательном пороге явки, который мог бы служить основанием для признания выборов несостоявшимися.

Неучастие в избирательном процессе половины Донбасса и Крыма в 2014 году не стало поводом для непроведения и непризнания выборов президента и парламента.

То есть выборы будут признаны состоявшимися, если на них придет и проголосует хотя бы один человек, притом даже не обязательно на территории Украины. Достаточно голосования на зарубежном округе.

Во-вторых, определение даты и порядка проведения выборов входит в сферу ответственности Верховной рады. Отменить проведение выборов без голосования в парламенте возможным не представляется, особенно когда до дня голосования остается всего лишь 40 с лишним дней.

Здесь стоит вспомнить, что президенту Порошенко в ноябре прошлого года не удалось в парламенте продавить решение о введении правового режима полноценного военного положения сроком на 60 дней, что перенесло бы проведение выборов минимум на несколько месяцев. В зале Верховной рады пребывало порядка пятнадцати претендентов на президентское кресло, которые воспротивились такому сценарию; наиболее активными были фракции Ляшко и Тимошенко.

Также в СМИ просачивались сведения, что олигархи Игорь Коломойский и Ринат Ахметов лично давали подконтрольным депутатским группам указания не голосовать за изначальный вариант Порошенко о военном положении на 60 дней.

Предложив зафиксировать дату президентских выборов одновременно с голосованием за введение военного положения сроком лишь на 30 дней, Порошенко практически лишил себя пространства для маневра, с тех пор «играть» этой датой стало практически невозможно.

Голосование в Верховной раде по военному положению / Фото: News Front

Продавить военное положение на 60 дней не удалось в том числе из-за жесткой западной позиции (прежде всего позиции Германии), ведь для западных государств выборы представляются «священной коровой».

Во многом западные элиты являются легистами, особенно в отношении стран периферийного капитализма. То есть они выступают за строгое соблюдение процедур, но как именно будут проходить эти самые процедуры, для них вторично (следовательно, на фальсификации и различные махинации могут закрывать глаза).

Важно также отметить, что существует фактор главы МВД Арсена Авакова, который позиционирует себя арбитром в ходе избирательной кампании, обеспечивающим ее относительно честный, прозрачный и несиловой ход.

Подтверждением тому не столько жесткие заявления Авакова относительно ответственности за скупку голосов и фальсификации, сколько тот факт, что глава МВД ныне активно коммуницирует с американской стороной.

Обеспечив относительно честную избирательную кампанию, Аваков рассчитывает на то, что западные игроки оставят его в системе украинской власти еще на один электоральный цикл.

Вместе с тем в подобных обстоятельствах, когда Аваков остается «над схваткой», не принимая сторону ни одного из основных игроков, ему будет куда проще вести переговоры с будущим победителем избирательной кампании. Тем более что МВД фиксирует факты нарушения избирательного законодательства кандидатами, которые министр затем может выложить на стол переговоров с тем, кого ЦИК объявит победителем выборов.

Арсен Аваков / Фото: marker.ua

Наконец, по состоянию на сегодняшний день сомнителен тезис о выгоде Порошенко от переноса выборов на более поздний срок. Выборы придется провести рано или поздно, а потому их перенос, например, на осень только спровоцирует недовольство общества и оппонирующих действующему президенту финансово-политических групп (не говоря уже о том, что Запад будет не в восторге от этой идеи).

К тому же уже составлен календарный план избирательной кампании Порошенко (например, с 1 марта повысятся пенсии и начнется монетизация субсидий на оплату услуг ЖКХ), а перезапустить кампанию с нуля, учитывая, что ее месседжи крайне абстрактные («Армия! Язык! Вера!»), будет весьма проблематично.

Тем более, сугубо социологически шансы Порошенко на прохождение во второй тур выборов выглядят вполне рабочими: сейчас он делит второе-третье место с Тимошенко, а букмекеры и вовсе считают действующего президента явным фаворитом выборов.

Конечно, в отношении всех социологических исследований хватает скепсиса, но важно другое: общество приучают к мысли, что у Порошенко имеются неплохие шансы на прохождение во второй тур. Именно это является ближайшей тактической задачей штаба Петра Алексеевича.

Так что «срыв выборов» представляется лишь публицистическим штампом, который не имеет отношения к серьезной аналитике и не коррелирует с объективной реальностью. С вероятностью более 90% можно утверждать, что выборы, так или иначе, состоятся в оговоренные законодательством сроки.

Читайте также
12 февраля 2019
Интервью с российским политологом, членом-корреспондентом Академии военных наук Сергеем Судаковым.
13 февраля 2019
Центризбирком Украины завершил регистрацию кандидатов в президенты. Данная избирательная кампания установила абсолютный рекорд по количеству участников — за пост главы государства поборются 44 политика. Таким образом, был побит рекорд выборов 1999 года, когда в президенты выдвинулось 24 человека.
17 февраля 2019
Президент Украины Петр Порошенко, выступая на Мюнхенской конференции по безопасности, заявил, что нынешнее положение его страны является историей успеха.
13 февраля 2019
Руководитель специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ в Донбассе Эртурул Апакан отказался поддерживать постпреда Украины при ООН Владимира Ельченко, который заявлял о присутствии российского оружия и военных в регионе.