Политика Политика

Германия будет сдерживать Россию военными методами

Германия вооружается. Берлин готов играть более активную роль в военно-техническом сотрудничестве в Европе, заявила министр обороны республики Урсула фон дер Ляйен на конференции с участием 200 высших должностных чинов немецких вооружённых сил. Министр напомнила собравшимся о сирийском конфликте и российской угрозе, подчеркнув, что «изоляция и самоограничения» не решают проблем. «Германия готова участвовать... брать на себя большую ответственность», – сообщила Ляйен, добавив, что этот «правильный путь» будет требовать огромных затрат времени и средств.

Изменившаяся геополитическая реальность вынуждает Германию наращивать мускулы, так как к украинскому кризису немецкая армия подошла далеко не в лучшей форме. «2014 год стал годом правды для бундесвера (вооружённые силы ФРГ – прим. RuBaltic.Ru)», – говорилось в докладе главного проверяющего боеспособности вооружённых сил ФРГ Гельмута Кёнингхауса. Герр Кёнингхаус с сокрушением отмечал, что немецкая армия испытывает катастрофический дефицит военной техники. Дошло до того, что из-за нехватки БМП и БТР солдаты бундесвера вынуждены тренироваться на микроавтобусах Mercedes Vito. Доклады о техническом оснащении армии не являются публично доступными, однако немецкие СМИ всё же опубликовали некоторые данные

, полученные от своих источников. Выяснилось, что из 31 ударного вертолёта Tiger

только 10 пригодны для использования, из 33 вертолётов NH90
исправны лишь 8, из 180 новейших БТР Boxer
– 110, из 406 БТР Marder
– 280, из 89 истребителей Tornado
– 38, из 56 транспортных самолётов Transall
– 24 и т. д.
Ангела Меркель во время посещения тренировочной базы Бундесвера

«So marode ist die Bundeswehr» («Так разбит Бундесвер»), – под этим нелицеприятным заголовком в крупнейшей ежедневной газете Германии Suddeutsche Zeitung 24 сентября 2014 года выходит разгромный материал о небоеспособности вооружённых сил ФРГ. 

Немецкая армия и НАТО получили серьёзный репутационный удар, который дополнительно усугубили несколько международных конфузов. 

Так, передача немцами оружия курдскому ополчению в Ираке, сражающемуся с ИГ, столкнулась с проблемой из-за поломки обоих транспортных самолётов Transall, которые должны были доставить груз в Эрбиль. Пришлось арендовать воздушные суда у голландцев (кстати, и с ними возникли проблемы). Более комичный случай произошёл на учениях в Норвегии в феврале прошлого года, когда выяснилось, что солдаты бундесвера вместо отсутствующих пулемётов установили на БТР Boxer черенки от метёлок, выкрашенные в чёрный цвет.

Не лучшим образом обстояли дела с оборонзаказом. Аудит показал, что срок максимальной задержки поставок приближается к 10 годам. Помимо срыва сроков, были отмечены проблема низкого качества готовой техники и повышение стоимости относительно договорных сумм. Так, из 93 заказов бундесвера свыше 25 млн евро подорожали 50.

Правда, несмотря на ряд выявленных проблем, издевательские публикации в СМИ и негодование политиков, даже в 2014 году вооружённые силы ФРГ было бы опрометчиво списывать со счетов и опасно недооценивать. Спекуляции вокруг низкой боеготовности армии послужили хорошим инструментом для немецких «ястребов», чтобы переломить об колено «излишне пацифистское» общественное мнение внутри Германии. «Утечка» секретного доклада и последовавшая за этим медиакампания смогли поменять отношение немцев к милитаризации. Число сторонников увеличения военного бюджета среди населения существенно подросло.

Естественно, что идея повышения военной роли Германии в Европе «продаётся» под рассказы о растущей «российской угрозе». В опубликованной в июле этого года новой «Белой книге» ФРГ – документе, декларирующем стратегический курс официального Берлина, – в перечне угроз национальной безопасности, наряду с терроризмом, миграцией и киберпреступностью, теперь значится ещё одно наименование – «Россия». При этом немецкое правительство видит «российскую проблему» гораздо шире украинского кризиса. Без фундаментального изменения (!) в политике Россия будет представлять собой угрозу для безопасности континента в обозримом будущем, говорится в документе. 

Составители «Белой книги» считают, что к «неспокойной державе» нужен двойной подход: готовность к диалогу и надёжное сдерживание. В первую очередь такое сдерживание должно быть военным.

Начав кампанию по восстановлению боеспособности бундесвера, министр обороны останавливает утилизацию старой боевой техники. Принято решение выкупить и модернизировать сто снятых с вооружения танков Leopard-2, увеличив число машин этого типа в вооружённых силах Германии до 328 единиц. Впервые со времён окончания холодной войны Германия начинает зачислять на службу дополнительных солдат, а правительство принимает новую концепцию гражданской обороны. Министерство финансов соглашается до 2020 года увеличить расходы на оборону в общей сложности на 10 млрд евро, которые будут потрачены на закупку вооружений и рост численного состава (теперь это решение должно быть одобрено Бундестагом). Глава оборонного ведомства Урсула фон дер Ляйен, в свою очередь, говорит, что это лишь шаг к выполнению её цели: добиться выделения 130 млрд евро на инвестиционные программы в 2030 году.

По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI), в прошлом году военный бюджет ФРГ составил 35 млрд долларов (США – 596 млрд, Китая – 215 млрд, Саудовской Аравии – 87,2 млрд, России – 66,4 млрд).

Государства покупают пушки не для того, чтобы они ржавели на складе. Тратящие огромные деньги на вооружение неизбежно применяют его. Исключением из этого правила может быть разве что Китай с его конфуцианской традицией, но не ФРГ. Отныне Берлин намерен продвигать свои интересы в том числе и с помощью силы. Вот она, та самая претензия на новую военную роль Германии в мире, о которой говорила министр Ляйен на встрече с командованием бундесвера. Ну а какие вызовы есть у Берлина в Европе, где оружие может быть аргументом? Урсулой фон дер Ляйен это сказано и в «Белой книге» прописано: «агрессивные действия России».