Политика Политика

Алар Карис: кто стал новым президентом Эстонии

Депутаты парламента Эстонии выбрали нового президента страны. Главой государства станет директор Национального музея Эстонии Алар Карис. Впервые после вступления Эстонии в НАТО и Евросоюз президентом избран человек без серьезных связей и опыта работы на Западе. Зато с идеологической подкованностью нового президента все в порядке: предыдущая должность Алара Кариса предполагала глубокое понимание идеологических основ эстонской гуманитарной политики, таких как доктрина «советской оккупации» или концепция «Эстонии эстонцев».

Предыдущие президенты Эстонии удостаивались высшего поста в государстве прежде всего за счет того, что обладали «проходимостью» в Брюсселе. Это качество было особенно важно для первого лица дотационной Эстонии, представляющего республику в Европейском совете.

Керсти Кальюлайд пришла в президентскую резиденцию Кадриорг из Европейской счетной палаты, где она занималась аудитом сельского хозяйства ЕС. Бывший до нее 10 лет президентом Тоомас Хендрик Ильвес перед избранием на высший пост возглавлял МИД и вел переговоры о вступлении Эстонии в Евросоюз.

В случае нового президента Алара Кариса обошлись без серьезных международных контактов.

Директор Национального музея Эстонии — не Бог весть какая позиция, чтобы обрасти влиятельными знакомствами на Западе. До музея 5 лет была куда более важная должность: государственный контролер Эстонии.

Но в целом биография Кариса — не политическая. Биолог по образованию, работал на кафедре зоологии в Университете Тарту, возглавлял Университет Тарту.

Избрание президентом такого человека является компромиссным решением. На малозначимый в плане полномочий, но стратегически важный для международного общения пост президента рассматривались куда более влиятельные кандидатуры. Видимо, решили, что раз Эстония — парламентская республика, то и связи с Евросоюзом должны замыкаться на правительство Каи Каллас.

За президентом же останутся одни церемониальные функции. Перерезать ленточки — в прямом и переносном смысле. Произносить положенные эстонской государственной идеологией правильные слова.

Благо с этим у Алара Кариса все в порядке.

Предыдущее место работы президента Эстонии предполагает идеологическую подкованность и глубокое понимание основополагающих принципов постсоветской республики.

Эстонский национальный музей — один из естественных проводников исторической политики, которая включает в себя и доктрину «трех оккупаций», включая «советскую оккупацию», и концепцию «Эстонии эстонцев», представляющую Эстонию как мононациональное государство, в котором русское меньшинство не может иметь те же языковые и образовательные права, что и эстонское большинство.

Все эти вещи — «красные линии», за которые в эстонской политике заходить нельзя. Либо подписываешься под этими «красными линиями», либо станешь изгоем. Не приходится сомневаться, что Алар Карис подписался под сакральными тезисами эстонской идеологии. В противном случае его кандидатуру просто не согласовали бы на пост президента.

Что означает для Эстонии политически маловлиятельный, но идеологически подкованный глава государства?

Перспективу новых информационных баталий с Россией по поводу «советской оккупации», «российской агрессии», «имперских амбиций» и прочих столь же увлекательных для эстонского националистического электората вещей.

Справедливости ради, пока избранный глава государства высказывается по этим вопросам дипломатично, сдержанно и корректно. Но ведь ему неизбежно предстоит отвечать на вопрос, который витает над Эстонией все 30 лет ее «второй независимости»: зачем этой стране вообще президент, если он не имеет реальных полномочий, не несет ни за что ответственности, не избирается народом и не является в силу этого выразителем его интересов?

Ответ на этот вопрос всегда был один: глава государства в Эстонии выражает государственную идеологию и формирует концептуальные основы внутренней и внешней политики.

А основы эти в постсоветской Эстонии — антирусские и антироссийские.

Если президенту страны нечем утвердить свою нужность, кроме акцентирования внимания на этих основах, то именно этим он будет вынужден заниматься вне зависимости от того, какое у него лично отношение к России и к русским.

Должность обязывает.


Читайте также
31 августа 2021
Избранный новым президентом Эстонии Алар Карис пообещал общаться с русскоязычными жителями балтийской республики на русском языке.
31 августа 2021
Председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков рассказал, почему уходящий президент Эстонии Керсти Кальюлайд «пришлась не ко двору», уступив место на выборах Алару Карису.
31 августа 2021
По выступлениям Кальюлайд можно судить, чего хочет «Старая Европа», которая является адресатом посланий президента Эстонии, связывающей продолжение политической карьеры с европейской поддержкой. «Старая Европа» хочет общую европейскую армию, а также держать Украину подальше от Евросоюза.
26 августа 2021
Президент Эстонии Керсти Кальюлайд поздравила Украину с 30-летием независимости вызывающе жестким интервью. Учитывая, что оно было дано в Киеве в рамках «Крымской платформы» накануне главного украинского праздника, назвать его иначе как хамским нельзя.