Политика Политика

Кишинев отстраняется от решения приднестровского вопроса

История независимой Молдовы неразрывно связана с расколом страны в результате войны, вспыхнувшей в Приднестровье из-за недоговороспособности кишиневских властей по вопросу функционирования языков в регионе, населенном преимущественно русскоязычными людьми. Вооруженную стадию конфликта удалось погасить благодаря вмешательству 14-й российской армии, которая на тот момент дислоцировалась в регионе. Но, несмотря на все усилия, политическое урегулирование не достигнуто до сих пор.

В 2003 году стороны были близки к достижению окончательного соглашения, но президент Молдовы Воронин под давлением посла США в Кишиневе в последний момент отказался подписывать итоговый документ, известный как Меморандум Козака. По мнению многих, это была самая серьезная ошибка молдавского руководства, которая во многом предопределила развитие событий в этой стране.

Впоследствии переговорный процесс между двумя берегами Днестра продолжался, но не был стабильным. Периоды продвижения по ряду вопросов, в первую очередь касавшихся решения неотложных проблем, связанных с обеспечением передвижения граждан с одного берега на другой и экономической деятельности, сменялись застоем в переговорах или длительными паузами между встречами представителей Кишинева и Тирасполя. Взаимодействию в определенной мере способствовал существовавший формат «5+2», в котором, кроме двух сторон конфликта, принимали участие посредники и наблюдатели — Россия, Украина, ОБСЕ, ЕС и США. Однако с началом российской специальной военной операции на Украине стало понятно, что совместное участие Москвы и Киева в заседаниях нереально, а позже украинская сторона вовсе объявила о выходе из данного формата.

Это решение украинской стороны во многом было на руку Кишиневу, где у власти находятся прозападные и антироссийские политические силы. Открыто поддерживая в сложившейся ситуации Украину, молдавское руководство в определенной степени не исключает возможности участия ВСУ в силовом варианте решения приднестровской проблемы.

Можно утверждать, что Молдова самоустранилась от процесса урегулирования, ожидая, что Украина поможет решить проблему реинтеграции ПМР силовым путем.

У Кишинева и Киева есть общая цель — любой ценой «выдавить» из региона российский миротворческий контингент, который уже более 30 лет является гарантом мира и спокойствия на берегах Днестра, а по возможности и открыть «второй фронт» против России и добиться хотя бы имиджевого успеха против полутора тысяч российских миротворцев. Для этого используются самые разные предлоги и способы. Как заявил глава внешнеполитического ведомства Приднестровья Виталий Игнатьев, «Кишинев пытается переложить проблему с больной головы на здоровую, заявляя, что российские миротворцы мешают привлечению инвестиций».

Он обратил внимание на то, что российские военнослужащие находятся в Приднестровье с единственной задачей — сохранять мир и спокойствие на берегах Днестра.

Что касается призывов Кишинева вывести российские войска и переформатировать миротворческую операцию, то, как напомнил Игнатьев, подобные вопросы могут обсуждаться только после окончательного справедливого урегулирования приднестровского вопроса. «Если же за привычными словесными спекуляциями скрывается чье-то намерение в одностороннем порядке продвигать эти вопросы, то это опасный путь к возникновению на карте Европы еще одной горячей точки», — сказал Игнатьев.

Эти слова министра иностранных дел ПМР обоснованны — планы Киева по выдавливанию российских миротворцев из региона любым путем и любой ценой ни для кого не секрет секретом, о них открыто говорят украинские чиновники самого высокого ранга.

В конце апреля — начале мая 2022 года в Приднестровье при содействии спецслужб Украины и Молдовы произошла серия терактов: обстрел здания МГБ и военкомата в Тирасполе, стрельба возле воинской части в районе села Парканы, взрыв на вышке радиотелецентра вблизи поселка Маяк. В этом году Приднестровье дважды атаковали украинские беспилотники, в результате одного из таких налетов был уничтожен вертолет на военном аэродроме.

Глава приднестровской дипломатии также обратил внимание и на румынскую политику в отношении Молдовы. По его мнению, страны давно в значительной степени интегрированы на основе идеологии и политического управления. Однако в Приднестровье проживает население, которое не видит никаких перспектив интеграции в румынское государство. Этот факт автоматически исключает Приднестровье из каких-либо процессов «унири», куда Молдову активно тащит PAS.

Сложившуюся в регионе ситуацию могло хотя бы немного разрядить заседание в формате «5+2», но Кишинев и Киев активно блокируют все попытки оживить переговорный формат. 

Молдавская сторона преднамеренно заводила переговоры в стагнацию, срывая заседание формата «5+2» в октябре 2019 года, которое должно было состояться в Братиславе, уклоняясь под надуманными предлогами от работы в «Постоянном совещании», из года в год отказываясь от исполнения достигнутых договоренностей. Летом 2022 года глава Приднестровья Вадим Красносельский выступил с инициативой подписать в формате «5+2» документ с гарантиями безопасности для Приднестровья. Однако Кишинев и Киев оставили это предложение без ответа.

Сегодня именно представители Украины и Молдовы говорят о невозможности провести заседание в формате «5+2» из-за того, что за один стол якобы не могут сесть представители Киева и Москвы. В Тирасполе считают все эти попытки оправдать нежелание вести переговоры надуманными. Красносельский на встрече с действующим председателем ОБСЕ предложил изучить возможности проведения ежегодной конференции по мерам укрепления доверия, традиционно организуемой ОБСЕ, с прицелом на обсуждение банковских и социально-экономических проблем региона. По сути, этот тот же формат «5+2», которого так боится молдавская сторона. Но у ОБСЕ нет возможностей повлиять на Кишинев, чтобы сдвинуть переговорный процесс с мертвой точки и не допустить эскалации конфликта на Днестре.

Власти Молдовы делают все возможное, чтобы исключить Россию из круга сторон, участвующих в урегулировании приднестровского конфликта, и самый простой способ добиться этого — представить формат «5+2» недействительным и бесперспективным.

При этом эксперты придерживаются прямо противоположенного мнения. Данный переговорный формат имеет перспективы, считает директор тираспольского Института социально-политических исследований и регионального развития Игорь Шорников. «Формат "5+2" перспективен, хоронить его еще рано», — сказал Шорников. По его словам, «сейчас инструменты прошлого не всегда работают, но и ломать их никто не готов.

Действующие в Молдове власти — идейные русофобы, они за стол переговоров с Россией априори не сядут, поэтому для них "5+2" не представляет никакой ценности, и они спешат заявить о его смерти. Но их западные кураторы более осмотрительны. Они прекрасно понимают, что с Россией придется договариваться, и такой инструмент, как "5+2", где западные участники находятся в большинстве, может оказаться выгодным именно для них», — отметил Шорников.

Проблема современной Молдовы заключается в том, что находящиеся у власти политики не намерены решать языковые проблемы из-за своей националистической идеологии. При этом, по различным подсчетам, почти 50% жителей страны предпочитают общаться на русском языке. Однако в Молдове продолжают насаждать нацменьшинствам румынский язык, организуют некие бесплатные курсы, пытаясь так заретушировать проблему. А ведь текущая ситуация вполне может снова привести к противостоянию в обществе, особенно если власти начнут повально закрывать русские, гагаузские, украинские школы. Только тогда это будет уже означать конец Молдовы как целостного и независимого государства.

Читайте также
19 апреля
Евроинтеграционные ожидания, которые охватили определенную часть населения Молдовы после получения страной статуса кандидата на вступление в ЕС, имеют под собой мало оснований для радости. В существующей в республике ситуации более актуальными вопросами остаются спасение остатков экономики и повышение уровня жизни населения, а возможно, даже сохранение Молдовы в качестве независимого государства.
20 апреля
В настоящее время в условиях глобальной трансформации, конкуренции, противостояния, односторонних санкций Беларусь и Россия совместно решают сложные задачи реализации опережающего экономического развития, создания инновационных направлений, которые способны вывести экономику на новый уровень и тем самым обеспечить суверенитет, независимое и прогрессивное развитие.
21 апреля
Румыния не скрывает своих экспансионистских намерений в отношении сопредельной Молдовы, предпринимая конкретные и практические шаги по ее поглощению. Сегодня уже совершенно очевидно, что «под шумок» специальной военной операции России на территории Украины в Бухаресте продвигают своего рода «блицкриг-аншлюс», к которому там готовятся уже более 30 лет — с момента распада СССР и провозглашения независимой Республики Молдова.
21 апреля
Министр инфраструктуры и регионального развития Молдовы Андрей Спыну назвал предателями представителей оппозиционных партий, которые на форуме в Москве объявили о формировании политического блока «Победа-Виктория».