Политика Политика

Правительство Латвии хотят отправить в отставку сразу после прихода к власти

Правительство Кришьяниса Кариньша, утвержденное Сеймом Латвии в начале нынешнего года, не проработало еще и ста дней, однако оппозиция уже пыталась отправить его в отставку. В чем причина подобных действий, какие события могут повлиять на стабильность Кабинета министров, а также способен ли он проработать до следующих парламентских выборов, порталу RuBaltic.Ru рассказал политолог Филипп РАЕВСКИЙ.

Г-н Раевский, правительству Кришьяниса Кариньша всего лишь три месяца, однако оппозиция уже попыталась объявить премьер-министру вотум недоверия. Правда, все это закончилось безрезультатно. На Ваш взгляд, имела ли эта попытка шансы на успех?

— Никаких шансов у нее не было. Коалиция стабильная, и ее стабилизирует то, с каким трудом она создавалась. Если она развалится, то это будет уже четвертая попытка создать правительство с тем раскладом, который мы видим в Сейме. Но создать там что-то новое будет тяжело, и я думаю, что партии, входящие в правящую коалицию, четко понимают, что возможности получить что-то большее при новом раскладе у них довольно блеклые. Такой перспективы нет ни для кого, поэтому никто не хочет «раскачивать лодку».

Мы даже видим прирост — Кариньш получил на один голос больше, чем у него было, когда утверждали его правительство. Этот голос пришел от внутренней оппозиции KPV LV. Видимо, депутаты от этой партии стали понимать, как проходит процесс работы в Сейме и правительстве, а также какие блага приносит нахождение в правящей коалиции. Так что провал оппозиции не должен никого удивлять.

Интересно, а на что тогда рассчитывала оппозиция, выдвигая свое предложение?

— Думаю, они хотели акцентировать внимание на том, чего это правительство не сделало, хотя и обещало. Компонент обязательной закупки электроэнергии будет «ахиллесовой пятой» еще очень долго. Тема актуальная, и об аббревиатуре КОЗ слышали многие жители Латвии. Они могут не знать, что это такое, но они уверены, что это плохо.

Кроме этого, у нас давно не было сильной оппозиции. «Согласие» — это традиционные оппозиционеры, но сейчас к ним добавился «Союз крестьян и "зеленых"».

Тем более, в рядах СЗК среди депутатов есть экс-премьер и экс-министры, чьи знания и компетентность все же достаточно высоки. Естественно, что это усилило оппозицию.

Плюс имеется внутренняя оппозиция в лице нескольких довольно громких депутатов от KPV LV. У них есть желание заявить о себе с трибуны, показать избирателям свою альтернативную позицию, и понятно, что они ухватились за предложение «Согласия» и СЗК о вотуме недоверия, что в их случае было совершенно логично.

В таком случае, как бы Вы оценили работу правительства?

— С прагматичной точки зрения я бы оценил его действия хорошо. Был принят бюджет без серьезных изменений, что можно приветствовать. Да, бюджет называют «техническим», но, по сути, то, что в нем нет резких изменений налоговой системы, для жителей Латвии является безусловно положительным.

Конечно, бюджет принят поздно, но лучше поздно, чем никогда, особенно принимая во внимание, что в коалиции пять партий и все вопросы согласования проходят очень долго.

И это испытание мне кажется более серьезным, чем вотум недоверия.

Естественно, сейчас уже пора думать о бюджете на будущий год. Однако принятие решения о том, что анализ налоговой системы будет вестись только при формировании бюджета 2021 года, показывает, что правительство настроено прагматично. У нас лишь недавно прошла налоговая реформа, и ломать систему, которая еще не начала работать, неправильно. И, на мой взгляд, явный плюс, что этот вопрос отложили до 2021 года.

А может ли налоговый вопрос ослабить правительство, ведь, заявления о необходимости отмены реформы, из-за появления налоговых должников тоже слышны, и звучат довольно громко?

— Заметьте, что громко кричат те, кто должен заплатить, а если мы проанализируем статистику, то увидим, что заплатить в бюджет нужно пять миллионов евро, тогда как государство должно отдать жителям 78 миллионов. То есть большая часть населения от этой реформы явно выиграла. И количество людей, которые с улыбкой и радостью смотрели в свои кошельки, существенно превысило число недовольных.

В связи с этим я не считаю, что налоговый вопрос может как-то существенно повлиять на стабильность правительства, да и вообще, мне кажется, что в этой реформе больше плюсов, чем минусов.

Также в стране планируется реформа самоуправлений. Насколько эта тема может повлиять на правительство?

— Вообще, с проведением этой реформы могут быть большие проблемы. Мы уже видим, что противостояние ей очень серьезное.

Анонсированные изменения — что появятся 35 самоуправлений вместо 119 — удар для многих. Ведь если мы посмотрим на наши самоуправления, то это будет «земля контрастов».

С одной стороны, это пририжские богатые муниципалитеты с миллионными бюджетами и ростом населения. А с другой стороны — края, которые страдают от депопуляции и где более половины бюджета уходит на зарплаты думских работников.

И когда самоуправления будут объединять, при таких контрастах недовольными могут быть как одни — те, кому придется делиться своими доходами, — так и другие, рискующие потерять свою власть.

Правда, нынешняя ситуация благоприятна для проведения реформы. Новые партии практически не представлены в самоуправлениях, а позиции Национального объединения и «Единства» в них не очень сильны.

Отмечу, что голосовать на следующих выборах в Сейм будут люди, живущие не только в Риге, но и в регионах. И если они окажутся недовольны объединением, то известно, какой результат ожидает все партии правящей коалиции.

Если в каком-то муниципалитете произойдет референдум, на котором будут высокая явка и однозначное «нет» объединению, то партиям придется реагировать на настроения избирателей. Просто так сказать «нас не интересует ваше мнение» нельзя — политик не может себе этого позволить.

Однако если будет компромисс, то, понятно, по этому пути пойдут и другие муниципалитеты, что полностью затормозит реформу. Поэтому я думаю, что этот процесс будет очень сложным. И если правящие партии не осуществят эту реформу быстро, то они не осуществят ее никогда.

В то же время я не считаю, что эти проблемы подорвут стабильность правительства, но повлиять на стабильность прохождения реформы вполне могут.

И в таком случае, возможно, она пойдет по пути, по которому в Латвии часто идут многие реформы: в никуда. То есть все будут обсуждать вопрос, но результата никакого не будет.

Как в таком случае Вы оцениваете перспективы нынешнего правительства? Как долго оно может проработать, и от чего будет зависеть его стабильность?

— Пока что я не вижу предпосылок для его развала. В Латвии ни одно правительство не разваливалось из-за действий оппозиции; чаще всего оно падало под влиянием внутренних противоречий, когда партнеры не могли договориться. Но на данный момент их всех держит вместе ощущение, что следующая комбинация не будет лучше, чем нынешняя.

В то же время я не исключаю, что могут быть замены некоторых министров. Здесь перемены возможны, и утверждать, что все эти люди проработают до конца, я не стану.

Также, если, предположим, развалится фракция KPV LV, перемены могут быть серьезными, ведь у всех остальных партий сразу возрастут амбиции, и премьер-министру будет трудно их удержать.
Но пока я бы не сказал, что KPV LV находится на грани полного развала, а значит, правительство стабильно. Конечно, о четырех годах я не хочу говорить, но в целом коалиция выглядит вполне жизнеспособной и может проработать долго.
Читайте также
4 апреля 2019
Парламент Латвии во втором чтении принял запрет носить на общественных мероприятиях формы тоталитарных режимов, к которым законодательство причисляет и государственное устройство СССР.
8 апреля 2019
В ночь на пятницу министр по делам регионального развития Латвии Юрис Пуце опубликовал указ об отстранении мэра Риги Нила Ушакова от занимаемой должности. Это решение не стало неожиданностью и, наверное, поэтому не произвело большого эффекта.
3 апреля 2019
Госполиция Латвии начала проверку в отношении супруги премьер-министра Кришьяниса Кариньша Анды Карини, инициированную депутатом Алдисом Гобземсом (исключен из KPV LV).
16 апреля 2019
Латвия способна самостоятельно производить продукцию для военных нужд, считает бывший министр обороны республики, а ныне — член Сейма от Союза «зеленых» и крестьян Раймонд Бергманис.