Политика Политика

Как ЕС «демократизирует» Беларусь

Брюссель в два раза увеличил финансирование поддержки Беларуси в рамках программы «Восточного партнёрства» ЕС. Основную часть выделенных Евросоюзом 29 миллионов евро планируется потратить на стимулирование «демократизации» Беларуси: развитие гражданского общества, укрепление институтов, проведение структурных реформ. На практике эти благие цели означают активизацию работы с белорусскими госслужащими, общественниками и вузовской молодё

жью, имеющую конечной целью усиление влияния ЕС на внутриполитические процессы в Минске.

Европейская служба внешних связей объявила о двукратном увеличении финансирования программ двусторонней помощи Беларуси – с 14,5 до 29 миллионов евро. Брюссель заявляет, что деньги из бюджета ЕС, выделяемые Беларуси в рамках программы «Восточного партнёрства», должны поддержать усилия страны по осуществлению институциональных и структурных реформ, развитие гражданского общества и частного сектора.

Пакет европейской помощи Беларуси составлен таким образом, что для получения денег, выделяемых белорусскому государству, Минск должен будет смириться с выделением денег на трансформацию этого государства изнутри за счёт усиления внешнего влияния.

Выделенные из бюджета ЕС 29 миллионов евро будут распределены по нескольким направлениям. На содействие развитию частного сектора белорусской экономики выделено 14 миллионов, их предполагается потратить на развитие местных служб консультирования бизнеса и расширение доступа к финансированию для малого и среднего бизнеса.

На помощь официальному Минску в деле регуляции массовой иммиграции Брюссель выделяет 7 миллионов евро. Речь, вероятно, идёт об иммигрантах из Украины, несколько тысяч которых после Евромайдана со всеми его последствиями переселились в Республику Беларусь. Ещё 6 миллионов выделяется на поддержку структурных реформ и развитие институтов, причём как государственных, так и институтов гражданского общества.

Последняя графа расходов предусматривает так называемый твининг – передачу «прогрессивного опыта государственного управления» институтов ЕС государственным органам стран «Восточного партнёрства». Европейский союз задействует при работе с Украиной, Беларусью, Молдовой и прочими постсоветскими республиками твининговые механизмы, которые он использовал при переводе на европейские стандарты госорганов Польши, Прибалтики и других стран «Новой Европы», вошедших в ЕС в 2004м и 2007 годах.

В случае Украины это обстоятельство специально подчёркивается и выделяется жирным шрифтом: твининговые проекты, которых в украинское госуправление внедрено уже более тысячи, – это механизм поэтапной подготовки Украины к вступлению в ЕС. В случае Беларуси, которая отказалась от сближения с Брюсселем в рамках активного участия в «Восточном партнёрстве» и перспективы ассоциации с ЕС, так задача не ставится.

Однако твининговые проекты предлагаются те же, что с Украиной: курсы повышения квалификации для белорусских чиновников, лекции, мастер-классы и тренинги от европейских «гуру» в сфере public administration, стажировки белорусских чиновников в Брюсселе и государствах – членах ЕС, обмен кадрами, создание совместных рабочих групп, внедрение европейских служебных регламентов и иных стандартов чиновничьей деятельности, делегирование в Беларусь европейских советников – консультантов по проведению реформ.

По сути, эта европейская поддержка навязываемых Минску структурных реформ является частью концепции вовлечения белорусского руководства в более глубокое взаимодействие с Европейским союзом, конечная цель которого остаётся неизменной – геополитическая переориентация Беларуси с России и ЕАЭС на НАТО и Евросоюз.

Сотрудничество с белорусскими госорганами в виде обменов опытом, стажировок в Брюсселе и совместных рабочих групп – это ещё относительно конвенциональный способ влиять на официальный Минск. Этот способ по крайней мере не предполагает давления на белорусский режим уличными методами и создания структурных основ для акций протеста. Зато уличные методы предполагают работа с общественными организациями («поддержка институтов гражданского общества») и вузовской молодёжью.

В частности, 2 миллиона евро из
выделенных
Еврокомиссией денег на Беларусь будут направлены вовсе не в Беларусь, а в Литву – на поддержку Европейского гуманитарного университета в Вильнюсе. ЕГУ – это крайне любопытный феномен в многолетней истории отношений «западных партнёров» с Республикой Беларусь. Это частный вуз, основанный в 1992 году в Минске и осуществлявший научную и образовательную деятельность на гранты американского Freedom House, немецкого Фонда Аденауэра, Еврокомиссии, польских и прибалтийских центров по «экспорту демократии» на постсоветском пространстве.

В 2004 году Министерство образования Беларуси лишило ЕГУ лицензии и университет перебрался в Вильнюс, где стал основной организационной платформой для белорусской оппозиции. В ЕГУ проводились тренинги по «ненасильственному сопротивлению» для гражданских активистов, организовывались слёты, форумы и конференции для белорусской оппозиции, планировалась «Плошча» – минский аналог киевского Майдана. Выпускники ЕГУ трудоустраиваются в оппозиционных СМИ, партиях и НПО, продвигают в белорусском информационном пространстве «литвинство», участвуют в борьбе с Белорусской АЭС и любых других протестных флешмобах.

Заявленная в этом году «перезагрузка» в отношениях ЕС с Минском, по идее, должна была бы включать в себя прекращение финансирования деструктивной антибелорусской деятельности ЕГУ. Вместо этого Европейский гуманитарный университет получает от Брюсселя новое финансирование. Это финансирование идёт в одном пакете со средствами на поддержку Беларуси – как неизбежное условие предоставления всего пакета. Да и сама «поддержка» при её тщательном изучении оказывается с двойным дном.

Направляется эта «поддержка» не столько для реальной помощи Беларуси, сколько для достижения своих внешнеполитических целей.

Почему, в таком случае, именуемая «последней диктатурой Европы» Беларусь идёт на предлагаемое ей из Брюсселя сотрудничество, по факту являющееся вмешательством и попыткой влиять извне на её внутриполитические процессы? Во-первых, потому, что на иной стиль общения с Минском западные соседи просто неспособны, а в общении с западными соседями Беларусь всё равно заинтересована, как бы ни было далеко их поведение от понятия добрососедства.

Во-вторых, потому, что подобный стиль работы по Беларуси для Запада остаётся неизменным на протяжении последних двадцати лет, однако усилия всевозможных «демократизаторов» успехом так и не увенчались. Белорусы – слишком крепкий орешек, поэтому все проекты по поддержке уличной оппозиции, гражданского общества, «независимых» СМИ или НПО и прочей «демократизации» неизменно заканчиваются тем, что затраченные на это деньги вылетают в трубу.

Вылетят они в трубу и на этот раз. Но если Брюссель считает необходимым всё-таки выбросить очередную порцию средств из бюджета ЕС на ветер, то это проблемы не белорусов, а европейских налогоплательщиков.