Blogпост Blogпост

Гибель парома «Эстония» — история со многими неизвестными

Автор:
Sputnik

Грузопассажирский паром «Эстония» потерпел крушение в ночь на 28 сентября 1994 года на пути из Таллина в Стокгольм во время сильного шторма близ финского острова Утэ. Из 989 человек на борту — пассажиров и членов экипажа — спаслись 137, погибли 852.

Международная комиссия по расследованию причин катастрофы «Эстонии» пришла к выводу, что основной причиной катастрофы судна стало трагическое стечение целого ряда обстоятельств. В частности, по оценке комиссии, крушение судна ускорил ряд конструктивных особенностей «Эстонии», прежде всего автомобильная палуба, проходящая от носа до кормы. 

Сильный шторм, высокая скорость судна, курс движения и погодные условия привели к тому, что не выдержали и разрушились крепления носового транспортного люка на судне.

Накануне 23-й годовщины этих трагических событий Sputnik Эстония предлагает своим читателям вспомнить, что именно произошло в ночь на 28 сентября 1994 года.

БОЛЬШОЙ БЕЛЫЙ ПАРОХОД

Ночью 28 сентября 1994 года в 01 часов 22 минуты пассажирский паром «Эстония» отправил в эфир сигнал SOS. Остававшиеся к этому моменту внутри судна около 750 пасcажиров были обречены на смерть. Через 25 минут паром ушел под воду. Крики о помощи прекратились, наступила страшная тишина. 

Грузопассажирский паром «Эстония»

В 1993 году государственное Эстонское морское пароходство совместно со шведской компанией Nordström & Thulin создали совместное предприятие Estline. Эта компания купила четырнадцатилетний паром Wasa King и переименовала его в «Эстонию». Красивое судно стало перевозить пассажиров и автотранспорт между Таллином и Стокгольмом.

Паром был построен в 1979 году на немецкой судоверфи Meyer Werft для компании Viking Line и носил название Viking Sally

Паром был построен в 1979 году на немецкой судоверфи Meyer Werft для компании Viking Line и носил название Viking Sally. В 1986 году его продали компании Silja Line и переименовали в Silja Star. В 1991 году он был переименован в Wasa King и под таким названием ходил до продажи его эстонско-шведской компании Estline. Он ходил под эстонским флагом, но зарегистрирован был в Эстонии и на Кипре.

Морской дом беспробудного праздника с необычным богатым шведским столом, магазинами, барами, банями и прочими незнакомыми до этого большинству жителей Эстонии радостями паромных путешествий олицетворял собой новую страну: независимую, связанную со скандинавскими странами и «плывущую» к благополучию и процветанию. Работать на «Эстонии» было престижно, попасть сюда без протекции считалось невозможным.

Летом 1994 года мне довелось побывать на этом судне, когда оно стояло в порту. Помню как впечатлил меня тогда его размер, чистота и роскошь (пассажирских паромов я до тех пор не видела). Но было и еще одно сильное чувство, охватившее на одном из верхних этажей, когда я смотрела через большое окно на воду: «Как высоко и страшно! Не дай бог что. Хотя, видимо, такой махине шторм нипочем», — Татьяна Меркулова, журналист.


РОКОВОЙ РЕЙС

27 сентября 1994 года в 19:15 паром с терминала Таллинского порта отправился в свой вечерний рейс. На борту находились, по официальным данным, 989 человек. Отправился с небольшим креном и опозданием. Но это тогда никого не смутило. Как не смутило хмурое небо и ветер — обычное для Балтики явление в осенний период.

 Рейс из Таллина в Стокгольм
Рано утром на следующий день Эстонию, а вскоре и весь мир потрясла и ввергла в состояние шока страшная весть — ночью паром «Эстония» утонул. Судно ушло на дно возле острова Утё, расположенного в 20 км от берегов Финляндии. Вся Эстония неотрывно следила за новостями в надежде обнаружить в списках спасенных знакомые имена.

Рано утром на следующий день Эстонию, а вскоре и весь мир потрясла и ввергла в состояние шока страшная весть — ночью паром «Эстония» утонул

В это было просто невозможно поверить. Еще день назад я пила чай у себя на кухне со своей близкой знакомой. Она работала на пароме и собиралась в очередной рейс. «Господи, почему так мало фамилий спасенных?» — так многие думали в тот день. Надеялись и молились. Татьяна Меркулова, журналист.

Cпасли 137 человек (94 пассажиров и 43 члена экипажа)

ОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИЯ

Через несколько часов после катастрофы началось формирование международной комиссии (JAIC) из представителей Эстонии, Швеции и Финляндии. Ее председателем стал эстонский министр Анди Мейстер. Уже через четыре дня шведы заговорили о его недостаточной компетентности. Мейстер же заявил, что шведская сторона скрывает результаты обследования затонувшего парома, которые проводились с помощью подводных роботов, и подал в отставку. По его словам, с пленки, которую получили члены комиссии, исчезли кадры капитанского мостика.

Через четыре года комиссия подготовила отчет. По ее версии, основной причиной гибели парома стали несовершенство его конструкции и шторм
Паром шел на волну, замки носовой аппарели не выдержали, она оторвалась. Вследствие этого вода хлынула в огромные ворота и затопила грузовое помещение. 

Этот доклад многих не устроил.

ТАИНСТВЕННЫЕ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ

Позже стало известно, что из архивов шведского Судоходного департамента пропал видеофильм со съемками 1995 и 1996 годов

Исследовательская группа германской судоверфи Meyer Werft, где был построен паром, провела свое расследование и пришла к выводу, что компания Nordström & Thulin знала о дефектах конструкции, но не стала их устранять. 

В результате имеющиеся неполадки усилились, вода и до катастрофы поступала на грузовую палубу, о чем экипаж судна знал. Осматривавшие судно эстонские и шведские инспекторы должны были запретить парому выход в море.

В отчете отмечалось также, что проводящая осмотр группа водолазов искала и нашла какой-то дипломат. Он принадлежал человеку, участвовавшему в торговле оружием. Кроме того, в корпус с согласия шведских властей тайно проникали и другие группы водолазов. Немцы не исключали также, что в носовой части парома могли быть взрывы. 

Установить этот факт, однако, можно лишь получив оригинальные, а не смонтированные видеозаписи подводного осмотра.

Позже стало известно, что из архивов шведского Судоходного департамента пропал видеофильм со съемками 1995 и 1996 годов. Обломки парома снимала фирма MNC-konsortiet, изучавшая возможности бетонирования судна.

«В этой истории вообще было много странностей – от пропавшей "восьмерки" членов команды до категорического отказа трех правительств – эстонского, шведского и финского – принять помощь России. Самые главные сомнения в официальной версии комиссии по расследованию возникли тогда, когда спустя несколько лет утонувший паром пытались закрыть бетонным саркофагом», – Галина Сапожникова, журналист.

ПАРОМ ВОЗИЛ ВОЕННЫЕ ГРУЗЫ

В конце 2004 года бывший начальник морской таможни стокгольмского порта Фрихамнен Леннарт Хенрикссон в шведской телепрограмме «Расследование» заявил о том, что на борту затонувшего парома в день его гибели находилась советская военная техника. 

По его словам, в 1994 году паром «Эстония» несколько раз перевозил грузы, которые запрещено было досматривать таможенникам. Это подтвердили и другие шведские таможенники в интервью местному радио.

Свидетельства послужили поводом для созыва специальной комиссии Рийгикогу по расследованию гибели парома «Эстония». Комиссия установила, что на пароме действительно возили военную технику. Информацию подтвердил и представитель министерства обороны Швеции. Зампредседателя комиссии Эвелин Сепп именно с этим фактом связывает причину гибели парома. 

Эвелин Сепп

По ее мнению, знали о перевозке оружия на борту гражданского судна и некоторые эстонские политики: Март Лаар, Юхан Партс, Андрус Ансип и Тривими Веллисте.

ПРИЧИНА НЕИЗВЕСТНА

Работа четвертой комиссии была прекращена в 2009 году. Правительство пришло к выводу, что ей не удалось найти новые факты.

Памятник парому «Эстония»

В сентябре прошлого года шведская организация SEA (Stiftelsen Estoniaoffren och Anhöriga), представляющая родственников погибших на пароме «Эстония», отправила премьер-министру Эстонии Таави Рыйвасу письмо с просьбой начать новое расследование причин катастрофы. Никакого ответа о том, было ли оно получено и зарегистрировано, SEA не получила. 

Таави Рыйвас

Весной этого года объединение обратилось в эстонское посольство в Швеции с целью выяснить судьбу этого документа. Безрезультатно. 

«Было сделано много исследований, но ни одно из них не пришло к бесспорным выводам. Окончательный ответ может быть найден только при осмотре остова судна, при использовании современных технических стандартов во время подводной экспедиции», —
уверен представитель SEA Леннарт Берглунд.

Оригинальная статья