Контекст

«Взять живым!»: как советские спецслужбы ловили и поймали главаря «лесных братьев»

Из интервью Г. Койфмана с полковником ГБ в отставке Н.Н. Душанским, который в 1940–1950-е гг. активно боролся с бандитизмом в Прибалтике:

Майор Литовской Армии Жемайтис, уроженец Польши, в Литву переехал в 1919 году, закончил офицерскую школу во Франции. В 1940 году с приходом Красной Армии в республику Жемайтис дезертировал из Литовской армии, перешел новую границу с Германией и был принят на службу офицером в вермахт. В 1944 году Жемайтис носил уже звание полковника немецкой армии, командовал охраной всех концлагерей в Люблинском округе. Весной того же года он прибыл в отпуск в родные края и на службу к немцам не вернулся, дезертировал и остался в Расеняй, где организовал подпольную сеть LLKS (Союз борцов за освобождение Литвы – прим. автора), далее стал руководить формированием партизанских округов и со временем стал главной фигурой в литовском антисоветском сопротивлении. Брала Жемайтиса в лесном бункере в Расеняйском лесу именно моя группа, а выдал его местонахождение человек, которому Жемайтис доверял, как себе самому... Приказ был прямым: «Взять живым!», — без оговорок и всяких «но...», и, поскольку мы приняли во внимание вероятность того, что Жемайтис при задержании может застрелиться, решено было использовать спецсредства. В бункер закинули «огурчик» — химическую гранату, и задержание было проведено молниеносно. 

Вел дело Жемайтиса следователь Григорий Линев, я присутствовал на допросах. И когда на одном из допросов, припертый фактами и показаниями свидетелей, Жемайтис стал рассказывать, как он лично заталкивал в газовую камеру еврейских детей, прибывших транспортом в лагерь уничтожения из Шауляйского гетто, я спросил его: «Вы же были образованный и интеллигентный человек, почему вы так ненавидели евреев?!» И он ответил мне: «А почему вы воевали за Сталина?!»

И вдруг дело Жемайтиса от нас забрали, в республику приехал адъютант Берии, полковник по фамилии Зацыкин, и увез с собой все следственные материалы и самого Жемайтиса в Москву, где ( как нам потом говорили хорошо информированные люди из нашего большого начальства) Жемайтис трижды встретился и беседовал с самим Берией, который предложил Жемайтису должность заместителя председателя Совета Министров Литвы по национальным вопросам, обещал жизнь и прощение «всех прошлых грехов» в обмен на публичное покаяние и осуждение антисоветского партизанского движения в республике. Зачем это нужно было Берии, какие политические дивиденты он хотел на этом нажить — трудно понять, но вскоре Лаврентий Палыч сам оказался на нарах в роли «врага народа», а Жемайтиса вернули в тюрьму, назад в Литву. После «возвращения из Москвы» Жемайтис замкнулся, прекратил сотрудничать со следствием. Суд приговорил его к высшей мере наказания.

Источник:  Душанский Нахман Ноахович

Читайте также
10 сентября 2018
Западные соседи России периодически поднимают вопрос принадлежности Калининградской области. Однако никакие рассуждения по поводу нероссийского будущего региона не имеют оснований.
10 сентября 2018
Всю группу детей и женщин каратели пригнали к заранее приготовленным могилам, где зверски расправились с ними.
6 сентября 2018
До прихода частей Красной Армии в западные районы Украины националистические банды вели борьбу против партизан и польского населения. В ряде населенных пунктов почти поголовно вырезано польское население и разграблено его имущество.
7 сентября 2018
Силой я был оторван от жены и троих любимых детей в этот самый страшный час жизни. Из колонны мне удалось бежать. Крики, стон и плач потрясал воздух.