Из газеты Елгавас Зинётайс:
К латышам Рождество «приезжает в расписных санях» или приходит ржаным полем и, как Янов день, является большим праздником. И первый, и второй праздник тесно связаны с древним культом земледелия и определенным положением солнца, почему их еще называют солнцестоянием.
Обычно латыши праздновали Рождество три дня, примерно с 24 по 26 декабря, т.е., в тот период, когда день понемногу начинает удлиняться. В дайнах и описаниях обычаев часто упоминается о том, что на рождественском столе стояли свинина и козлятина, горох, бобы, колбасы, белый хлеб и изделия из теста.
Вечер 24 декабря считался «вечером ночи», его отмечали повсюду в Латвии кроме Латгалии. В католической Латгалии этот вечер назывался «сладким вечером» («солданис вокарс»), когда угощение состояло в основном из фруктов, варений, соков, меда.
Для латышского Рождества характерны два ритуала — перетаскивание к дому колоды и маскарадные шествия, из них можно выделить два вида: колядки и шествия ряженых.
К очищенному дубовому бревну с обеих сторон прикрепляли толстые веревки, их подхватывали крепкие парни, за которыми следила толпа народа, особенно молодежь, которая поднимала шум и гам при помощи ударных приспособлений и веселой переклички. Таким образом отпугивали злых духов, так как считалось, что в дни солнцестояния они проявляют особенную активность. В последнем из дворов бревно обкладывали горящей соломой и сжигали.
Колядки больше связаны с древним обычаем встречи Нового года. Его участники (в масках животных) пели песни мифологического содержания. Отметим символику наиболее популярных масок. Козел (коза) в латышских мифах (как и у других народов) символизировал и плодородие в природе, и сексуальность, тягу человека и животных к размножению. Маски волка и медведя латыши использовали, чтобы как бы подластиться к этим хищникам.
Источник: Елгавас Зинётайс. 21.12.1990